Ответ на этот вопрос опубликован в блоге Алтайского общественника Константина Емешина.
На этот вопрос есть три варианта ответа:
Нужно играть. Этот ответ дают КПРФ, СР, "Яблоко" и другие, которые взаимодействуют с властью, садятся и играют с ней. Тем более власть не забыла этих игроков и на 2013 год КПРФ получает из государственного бюджета 680 млн.рублей, СР - 400 млн., "Яблоко" - 125 млн.рублей. Кстати "Единая Россия" получит 1,5 млрд рублей. Они участвуют в выборах, кричат о фальсификациях, но почему-то в суды не идут.
2. Не нужно играть. Это позиция Навального, который считает, что не надо тратить силы на диалог, а надо лишь формировать протест, причем протест прежде всего в столице, а далее режим сам рухнет, когда миллион народа выйдут на площадь.
3. Вариант, когда сражаешься с использованием и первой и второй тактики - т.е. протестуешь, но и не забываешь участвовать в реальной политической жизни.
Вчера и сегодня в Барнауле "Республиканская партия" Владимира Рыжкова как раз и обсуждает итоги прошедших выборов и эти варианты тактики гражданского общества. Рыжков предложил выбрать 3-й вариант. На прошедших 14 октября выборах в Барнаульскую городскую Думу список РПР включил несколько активистов протестного движения в Барнауле. Я выступил на этом мероприятии. Вот тезисы моего выступления:
1.
К схеме организации избирательной кампании я бы добавил еще один важный элемент - это ФАНДРАЙЗИНГ. Сбор финансовых средств важный элемент, который, как правило возлагается на самого кандидата. Когда один из кандидатов от партии власти похвалился мне, что им партия дала по 1,2 млн. руб., то я попытавшись наладить фандрайзинг и собрал лишь менее десятой части этой суммы, то стало понятно, что я не смогу серьезно конкурировать путем развертывания настоящего штаба.
2.
На прошедших выборах я был сторонником формирования коалиции оппозиции, что позволило бы консолидировать не только ресурсы, но и голоса. Однако реально коалиции не получилось. КПРФ была развалена изнутри с помощью "кротов", "Справедливая Россия" не пошла на договоренности: я предлагал снять свою кандидатуру в пользу кандидата эсеров Трощий, в ответ на снятия те должны были снять своего кандидата из-под Олишевского. Но этого не случилось. Близкая нам партия "Яблоко" поставила финансово не реальные условия, и поэтому договориться на партийном поле не удалось.
3.
Причина того, что мы набрали вместо запланированных 8-9% голосов, лишь 5,5% отчасти объясняется тем, что мало агитировать за себя. Надо чтобы у наших сторонников была уверенность в победе. Так в одном из домов, где была подавляющее количество моих сторонников, и попросил агитатора провести обход после выборов, и оказалось, что практически никто из наших сторонников просто не пошел на выборы. Когда одного из них спросил: "А что же ты не пошел и не проголосовал за меня?". Он уверенно ответил: "Вы же сами постоянно говорите, что выборы фальсифицируют. Зачем ходить, все равно подбросят в пользу "Единой России". Поэтому при планировании избирательной кампании надо не просто агитировать за свою программу, но и и надо формировать веру в то, что можно переиграть "наперсточников".
4.
Выборы прошли, но надо помнить, что это лишь один очередной этап развития политического процесса. Надо активно продолжать работать на политическом поле. Так сейчас мы может использовать процедуру назначения сити-менеджера, использовать процедуру формирования на постоянной основе участковых комиссий. И наконец, в крае и особенно в Москве уже развернулась краевая губернаторская гонка. На первом этапе произошло переформатирование информационного пространства в крае. Мы здесь должны активно включиться в формировании повестки дня и программы для развития края. Скажу прямо, что задача для края не простая. ПИАР-программу прекрасно нарисует нынешняя администрация, а вот реальную программу действия для нашего края разработать не просто. Но у нас - независимых общественников и оппозиционных партий есть преимущество - в "Единой России" эту тему не обозначают, т.к. боятся гнева губернатора, а нам-то бояться нечего.
5.
Кроме этого я хотел бы обратить внимание, что мы стараемся все привязать к идеальной модели конкуренции политических партий и их программ. Реальный политический процесс происходит в иных измерениях. Так например на прошедших выборах в Барнаульскую Думу борьба шла не вокруг названия партий, а вокруг основного противостояния губернатора с городской элитой. Губернатор убрал из списка "Единой России" ведущих политиков из городской элиты, а вписал своих вице-губернаторов. В этом противостоянии мы публично заявили, что мы на стороне города. В конце концов город отстоял свои позиции. И поэтому "РЕАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА ПОТОМУ И РЕАЛЬНАЯ, ЧТО ОНА НЕ ИЗ ТЕЛЕВИЗОРА". И в этой реальной политической игре нужно участвовать каждый день.
6.
Хотел бы отметить, что Барнаул стал одним из центров, где массово начали использовать против оппозиции юридические технологии. Все помнят как 4 года назад были не зарегистрированы более 70 оппозиционных кандидатов, большая часть из которых была зарегистрирована решением судов, но... за 3-5 дней до выборов. Беспрецедентное использование этих технологий было продемонстрировано на прошедших декабрьских выборах - это отказ в регистрации двух кандидатов победителей праймериз "Единой России" - Рыжака и Дворникова. Эти прецеденты показали, что мы пребываем в иллюзии, когда говорим о некой партии "Единая Россия". На мой взгляд эта партия самая "опущенная" - никто членов этой партии ни о чем не спрашивает, а их просто использует партия его величества БЮРОКРАТИИ. И поэтому у нас там есть масса сторонников и этим надо пользоваться.
7.
И в заключении к рассмотренной схеме организации избирательной кампании я бы напомнил реалии современных избирателей - они во многом "продажны". Поэтому для победы приходится изобретать и такие приемы. Так например один из моих оппонентов загодя, еще в августе начал проекты по обустройству дворов, раздавал все-возможные подарки (мешок сахара на подъезд или коробки конфет) своим сторонникам. И избиратель легко готов покупаться. А опасение, что тебя снимут с выборов за подкуп напрасны. Я хотел бы напомнить случай, на выборах в Ленинском районе Барнаула, когда избирателям один кандидат раздавал свою продукцию - пачки макарон. Оппоненты нашли 11 человек, которые пришли в суд и согласились сказать: "Да, я получил пачку макарон от кандидата и поэтому я за него решил проголосовать". Суд просто взял и вычел эти 11 голосов. Естественно при разнице в 80 голосов это никак не повлияло на результаты выборов.
Я являюсь сторонником активного участия в повседневном политическом процессе, в том числе и в протестном движении, т.к. проблема не в том, чтобы дождаться некого переворота в Москве, а в том, чтобы в ответ на любой "переворот" в центре и в мире, у нас в регионе гражданское общество должно быть готовым немедленно взять власть и компетентно организовывать жизнеобеспечение людей. Эту ситуацию мы пережили в 1991 году - все развалилось, но кто-то должен был взять в то время на себя ответственность само организовывать жизнедеятельность граждан. И что-то я не помню, чтобы стояла очередь в чиновники. А вот когда мы (я был в то время депутатом и одним из руководителей здравоохранения края) организовали жизнь, то тут вылезла масса всякой шушеры, желающих управлять и отпилить казну. А наше гражданское общество оказалось не готово противостоять этим неблагоприятным тенденциям.
--
Емешин Константин Николаевич