Поиск

Правительство нашло крайнего на пенсии: угольщики доплатят за вредность

Российская трехсторонняя комиссия может одобрить повышение тарифов для работодателей вредных производств без согласия бизнеса. Предприниматели пугают зарплатами в конвертах, а эксперты уверены, что решение будет «отыграно» уже через год, когда производители докажут, что с таким фискальным бре­менем им не выжить.

Сегодня в Белом доме состоится заседание Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений (РТК). На по­вест­ке — обсуждение вопроса о введении дополнительного взноса страхового платежа для работодателей на опасных производствах (так называемые списки №1 и №2, или «досрочники»). Как рассказал РБК daily один из участников заседания, положение будет согласовано даже с учетом того, что бизнес (осо­бенно крупный) выступает против серьез­ного повышения тарифов.

В секретариате вице-премьера Ольги Голодец РБК daily подтвердили, что вопрос о дополнительных взносах согласован. Согласно внесенной в правительство Стратегии развития пенсионной системы до 2030 года, подготовленной Минтруда, дополнительный тариф по списку №1 (см. справку на с. 2) на 2013 год составил 4%, на 2014‑й — 6%, на 2015‑й — 9%. По списку №2: на 2013 год — 2%, на 2014‑й — 4%, на 2015‑й — 6%. «В последующие годы размер дополнительного тарифа страховых взносов предлагается определять исходя из требования актуарной обеспеченности накопленных пенсионных прав застрахованных лиц в течение всего досрочного периода получения трудовой пенсии (в расчете на 2013 год по списку №1 необходимый тариф — 15,1%, по списку №2 и малым спискам — 8,7%)», — говорится в документе. Реформа «досрочников» призвана стимулировать работодателей к улучшению условий труда, а также помочь сбалансировать бюджет ПФР.

Концепция с соответствующим повышением тарифов для «досрочников» будет одобрена РТК, хотя решение об этом бизнес не радует, заявил вчера на конференции НАПФ председатель комитета РСПП по развитию пенсионных систем и социальному страхованию Игорь Юргенс. Крупный бизнес всегда выступал за реформу «досрочников», но путем переаттестации рабочих мест, а не через существенное повышение фискального бремени для работодателя, подчеркнул он. «Сейчас аттестация рабочих мест проведена лишь в 3% случаев. Тем не менее вводится дополнительная мощная нагрузка на работодателя по выплате платежей. Заседание РТК одобрит нечто, что пойдет потом в правительство, а затем — на стол президенту. И мы можем попасть в ситуацию невозврата», — сетовал он.

«Люди опять будут получать зарплату в конвертах, потому что даже сейчас отчисления во внебюджетные фонды на пределе», — солидарна председатель комитета по налогам «Деловой России» Марина Зайкова.

«Главный удар придется по сырьевому сектору российской экономики, причем не по самому доходному (речь идет не о нефтяниках и газовиках, а об угольщиках, у которых маржа не так высока и чувствительна к мировой конъюнктуре)», — считает президент Центра стратегических разработок (ЦСР) Михаил Дмитриев. Эксперт не исключает, что через год решение придется «отыгрывать», как это раньше было с повышением до 34% ставок страховых взносов. «Повышение запланировано на время, когда в экономике прогнозируется спад. Как только финансовые трудности реально ударят, мы снова получим давление бизнеса. У нас бизнес медленно раскачивается», — говорит он.

По расчетам ведущего научного сотрудника ЦСР Татьяны Омельчук, в результате введения повышенных тарифов дополнительная налоговая нагрузка по отдельным отраслям достигнет к 2015 году 5,2% от фонда оплаты труда, к 2020 году — 7,6% (для добычи урановой и ториевой руд). «Дополнительная нагрузка будет зависеть от того, сколько в отрасли «списочников». Чем больше — тем и нагрузка будет серьезнее», — говорит она.

Предыдущая
В Алтайском крае построят Центр единоборств
Следующая
Гости Олимпиады в Сочи смогут ориентироваться с помощью мобильного приложения