Поиск

Александр Любимов: Выборы-2011. Первые мысли

RBK daily публикует размышления известного тележурналиста Александра Любимова, а ныне одного из членов партии "Правое дело":

- Я избирался в российский парламент в 1990 году. От Тамбовской области, откуда родом мой дед. Боролось со мной все областное начальство, но во втором туре я победил. Прошло двадцать лет. Я в сложных раздумьях, как мне провести качественную избирательную кампанию.

Зимой 1990-го на встречи с кандидатом в народные депутаты РСФСР Александром Любимовым собирались огромные массы людей. В них кипела энергия надежд, они верили в свое будущее. Как и где добровольно собрать москвичей меня послушать теперь — я не представляю. Неужели кто-то будет готов после работы час-полтора провести в разговорах о политике?! Люди настолько потеряли надежду на изменения в своей жизни, настолько им тяжело в системе цивилизованного рабства, когда никакой самой высокой заработной платы недостаточно, чтобы чувствовать себя легко и свободно, что им не до политики. Выжатые на работе, они хотят хоть несколько часов провести в покое. А им еще час-полтора в транспорте, а читателям РБК daily — три часа в день в пробках.

В 1990-м не было развитой наружной рекламы, но основной слоган моей избирательной кампании: «Тамбовский волк мне товарищ» — распространялся с невероятной скоростью через многотиражки, районные газеты, радиоточки. По телевидению я выступать не мог, потому что в Тамбовской области тогда областного ТВ не было. Как мне разместиться в московской «наружке» теперь — я не представляю. Ее так много, она настолько разнообразная, соблазняет на каждом шагу. Вероятно, чтобы собрать достаточное количество контактов, придется отфотошопить себя в неглиже в полный рост.

Тогда, в 1990-м, ко мне в штаб избирательной кампании шли добровольцы. Искренние люди, которые верили и делали нашу кампанию. Их даже не надо было организовывать. Люди сами находили печатную бумагу, краску и товарищей в типографиях, по ночам печатали тиражи, сами вывозили их в сумках на общественном транспорте и сами распространяли. Сами ходили по квартирам и крестьянским домам. Сейчас ко мне в штаб идут люди с презентациями в PowerPoint и сметами. Пару дней назад заслушал молодого энергичного человека, который «гарантировал» мне избрание по формуле 3 долл. = один голос.

В 1990 году пресса была активно вовлечена в избирательную кампанию. Многие журналисты в довольно консервативной Тамбовской области вели себя настороженно по отношению ко мне. В длинных беседах мне удавалось их переубеждать или заставлять сомневаться. Эти встречи меняли тон местной печати, несмотря на гнет обкома партии. Теперь адекватно изложить свою точку зрения избирателям не представляется возможным. Кампания еще не началась, а меня уже представили единороссом по телеку и националистом в газетах. Как проводить кампанию, если средства массовой информации сами меня будут форматировать под свою аудиторию?! И кого они выберут? Прямо как на музыкальных станциях: формат/неформат.

В 1990 году люди выбирали будущее и поэтому изучали кандидатов соразмерно задаче. В публичных выступлениях известные и уважаемые на Тамбовщине люди пытались примерить программы кандидатов под себя и свое представление о том, что будет происходить в стране дальше. Строились планы, предположения, делались осторожные прогнозы. Нынешняя кампания началась по-другому. Экспертов, которые используют избирательную кампанию для повышения своего медиавеса, у нас много. Высказываются они с радостью и по любому поводу. Экспертное мнение в информационном обществе стало просто товаром. Но как избирателю понять потребительские свойства этого товара — я не знаю.

В 1990-м местные коммунисты меня гнобили. Это правда. Но существовали определенные правила борьбы за голоса, несмотря на то что это были первые демократические выборы. Сегодня, когда мы говорим представителям других партий, что мы просто соперники в избирательной кампании, что нам вместе, в случае удачи, придется делать общее дело в парламенте, что конкуренция идей и аргументов — это и есть политическая борьба, нас не понимают. А когда я сказал одному единороссу в частном разговоре, что страна для меня важнее партии, он подумал, что я тайно записываю наш разговор на диктофон, чтобы впоследствии передать файл беседы кому нужно.

В 1990 году не было Интернета. В моем строящемся под кампанию lyubimov.com (пока в VK, FB, ЖЖ и Twitter) посетителям больше всего понравилось, когда я сгоряча сравнил избирательную кампанию с рынком рабов. Если вы почитаете посты, то, думаю, согласитесь: один кандидат длинный, другой толстый, у третьего зубы кривые. Вот как пристально нас уже изучают! А количество точек зрения по поводу нашего политического манифеста, всей нашей «ужасающей» рекламной кампании и отсутствия шансов на победу уже, кажется, превышает количество избирателей. Удивляет и то, что известные в стране люди суетливо и жадно борются за друзей и фоллоуверов, а 15 минут славы в микроблоге им важнее всякого смысла.

 АЛЕКСАНДР ЛЮБИМОВ, тележурналист, член московского политсовета партии «Правое дело»

Предыдущая
«Билайн» предлагает безлимитный Интернет без лишних условий за 5 рублей в сутки
Следующая
RBK daily: Мэров отсортировали по весу. Влияние избранных глав городов будет расти