Поиск

Обращение в Отделение Пенсионного Фонда по Алтайскому краю о законности включения персональных данных детей и неработающих родителей, пенсионеров и льготников в единую систему обязательного пенсионного страхования

Уважаемый Борис Александрович!

По сообщению официальных СМИ со ссылкой на возглавляемое Вами Отделение ПФР по Алтайскому краю, данное Отделение приступило к регистрации детей и учащейся молодежи в системе обязательного пенсионного страхования (ОПС). В ближайшие планы Отделения входит регистрация и выдача страховых свидетельств (так называемых  "зеленых карточек") более 330 тысячам детей, которые проживают на территории края.

Также в Алтайском крае зарегистрируют в системе ОПС неработающих граждан.Делается это для создания единого информационного пространства (централизованной базы персональных данных) в социальной сфере.

В настоящее  время  основным идентификатором личности в этом пространстве служит страховое свидетельство, содержащее уникальный и постоянный для человека страховой номер индивидуального лицевого счета (СНИЛС). Как сказано в сообщении, сегодня страховое свидетельство является обязательным для назначения и получения пенсии, оформления государственного сертификата на материнский капитал, получения различных социальных услуг и льгот, при устройстве на работу. Требуется оно и для формирования пенсионных накоплений, в том числе и для участия в программе государственного софинансирования пенсионных накоплений.

Позже, в ближайшем будущем каждый гражданин России станет обладателем уже электронного идентификатора  - единой социальной карты. Согласно сообщению, родителям или законным представителям несовершеннолетних детей нужно обратиться в Управление ПФР по месту жительства со свидетельством о рождении ребенка, заполнить на него анкету и получить страховое свидетельство.

Согласно ч. 1 ст. 7 и ч.1 ст. 29  Федерального закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" ОПС распространяется на застрахованных лиц, которыми являются: работающие по трудовому договору или по договору гражданско-правового характера, предметом которого являются выполнение работ и оказание услуг, а также по авторскому и лицензионному договору; самостоятельно обеспечивающие себя работой (индивидуальные предприниматели, адвокаты, нотариусы, занимающиеся частной практикой);являющиеся членами крестьянских (фермерских) хозяйств;работающие за пределами территории Российской Федерации в случае уплаты страховых взносов, если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации;являющиеся членами родовых, семейных общин малочисленных народов Севера, занимающихся традиционными отраслями хозяйствования; священнослужители; иные категории граждан, у которых отношения по ОПС возникают в соответствии с настоящим законом. 

В данном случае речь идет о лицах, добровольно вступающих в отношения пенсионного страхования. На иные категории граждан ОПС не распространяется. Правовую основу и принципы организации индивидуального (персонифицированного) учета сведений  об застрахованных лицах, на которых распространяется ОПС, устанавливает Федеральный закон от 01.04.1996 N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования".

Согласно преамбуле, ч. 1 ст. 6 и ч. 1 ст. 7 этого закона, Пенсионный фонд РФ: открывает на каждое такое застрахованное лицо индивидуальный лицевой счет с постоянным страховым номером; выдает каждому застрахованному лицу страховое свидетельство ОПС, содержащее страховой номер индивидуального лицевого счета, дату регистрации в качестве застрахованного лица и анкетные данные указанного лица.Согласно ст. 14 этого закона, застрахованное лицо, в частности, обязано: пройти регистрацию в органах Пенсионного фонда; получить страховое свидетельство ОПС, хранить его и предъявлять по требованию страхователя, работников органов Пенсионного фонда Российской Федерации.

То есть индивидуальный (персонифицированный) учет в системе ОПС, индивидуальный лицевой счет в этой системе, содержащий персональные данные человека, номер этого счета (СНИЛС), страховое свидетельство ОПС, обязанности получить и предъявлять страховое свидетельство  имеют отношение только к застрахованным лицам, на которых распространяется ОПС.

Иные федеральные законы, в том числе N 178-ФЗ от 17.07.1999 "О государственной социальной помощи", N 256-ФЗ от 29.12.2006 "О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей", не налагают на граждан, в том числе обратившихся за государственной социальной помощью или государственным сертификатом на материнский капитал, обязанностей пройти регистрацию в системе ОПС, получить страховое свидетельство ОПС, предъявлять его в те и иные государственные органы.

Так, в ст. 8 и ст. 9 ФЗ N 178, ст. 5 ФЗ N 256 среди оснований для отказа в удовлетворении заявлений о назначении государственной социальной помощи, о выдаче сертификата, отсутствуют какие-либо упоминания о системе ОПС, его реквизитах.  В соответствии со ст. 55 Конституции РФ и ч. 2. ст. 1 ГК РФ, граждане приобретают и осуществляют свои права своей волей и в своем интересе.

Права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены на основании федерального закона и только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.Согласно ч. 1 ст. 6 и ч. 1 ст. 9 Федерального закона от 27.07.2006 N 152-ФЗ "О персональных данных", обработка персональных данных может осуществляться оператором с согласия субъектов персональных данных, субъект персональных данных принимает решение о предоставлении своих персональных данных и дает согласие на их обработку своей волей и в своем интересе.

Все случаи обработки персональных данных без вышеназванного согласия и обязательного предоставления субъектом персональных данных своих персональных данных предусмотрены ч. 2 ст. 6 и ч. 2 ст. 9 настоящего закона.Исходя из названных законодательных норм, обработка персональных данных граждан, на которых не распространяется ОПС, в системе ОПС, получение и предъявление ими страховых свидетельств ОПС не основаны на нормах законодательства. К таким категориям граждан относятся, в частности, несовершеннолетние дети, неработающие граждане, в том числе пенсионеры и лица, имеющие право на получение государственной социальной помощи, государственного сертификата  на материнский капитал.

Об этом свидетельствует также заключение Правительства РФ N 1219п-П12 на проект Федерального закона N 423359-4 "О внесении изменений в некоторые федеральные законы по совершенствованию пенсионного законодательства", внесенный  Курганской областной Думой и снятый с рассмотрения Советом ГД России.Согласно этому заключению, в системе ОПС отражаются сведения о лицах, уплачивающих (за которых уплачиваются) взносы на ОПС.

Учет лиц, имеющих право на государственную социальную помощь, осуществляется в рамках федерального регистра. Для его ведения в системе ОПС не имеется правовых оснований. Изменения законодательства, направленные на  реализацию предложения о включении в состав застрахованных лиц, подлежащих ОПС, несовершеннолетних лиц, Правительством Российской Федерации также не поддерживаются.Кроме того, 20.11.2009  ГД России  был принят в I чтении законопроект N 254940-5 "Об общих принципах организации предоставления государственных (муниципальных) услуг и исполнения государственных (муниципальных) функций". 

Согласно ст. 11 законопроекта, использование  системы предоставления государственных услуг в электронном виде и  электронной идентификационной карты будет основано на добровольном волеизъявлении людей, то есть будет сохранена традиционная система без использования электронных социальных и прочих карт.Таким образом, действия, официальные заявления и планы Отделения ПФР по Алтайскому краю расходятся с действующим законодательством, позицией ГД и Правительства России.

Между тем, вопросы сосредоточения в единых всеобъемлющих хранилищах личной информации  различных сведений  о детях и членах их семей, массового внедрения средств автоматической идентификации людей напрямую затрагивают конституционные принципы о свободе человека жить в согласии со своими убеждениями, о неприкосновенности  частной жизни, о том, что права и свободы человека гарантируются государством и определяют смысл и содержание его деятельности.В связи с изложенным, просим сообщить нам правовые основания вышеназванных действий, официальных заявлений и планов Отделения ПФР по отношению к несовершеннолетним детям, родителям (в том числе имеющим право на получение государственного сертификата на материнский капитал), старшему поколению (пенсионерам и лицам, имеющим право на получение государственной социальной помощи) и принять меры по пресечению и недопущению нарушений их прав и свобод.

Председатель Алтайской краевой общественной организации "Общественный родительский комитет"  О.А. Синявина

Председатель Алтайского Регионального отделения Общероссийского общественного движения в защиту прав родителей и детей "Всероссийское родительское собрание" О. В . Филатова

От имени Алтайского краевого общественного движения многодетных семей "Много деток - это хорошо" член движения  Л. Н. Князева 

Приложение 1

В Алтайском крае детей и неработающих граждан зарегистрируют в системе обязательного пенсионного страхования В настоящее время в системе обязательного пенсионного страхования зарегистрировано 2 млн 355 тыс жителей региона. В том числе 156 тыс. детей, в возрасте до 18 лет. В ближайшие планы Отделения ПФР по Алтайскому краю входит регистрация и выдача страховых свидетельств более 330 тысячам детей, которые проживают на территории края.Сегодня страховое свидетельство является обязательным для назначения и получения пенсии; оформления государственного сертификата на материнский капитал; получения различных социальных услуг и льгот, при устройстве на работу. Требуется оно и для формирования пенсионных накоплений, в том числе и для участия в программе государственного софинансирования пенсионных накоплений.

В ближайшем будущем каждый гражданин России станет обладателем единой социальной карты. Она будет использоваться в системе пенсионного обеспечения, социальной защиты граждан, а также в реализации новых социальных программ Российской Федерации.Для создания единого информационного пространства в социальной сфере с использованием страхового номера индивидуального лицевого счета (СНИЛС) Отделение ПФР по Алтайскому краю приступило к регистрации детей, учащейся молодежи и неработающих граждан в системе обязательного пенсионного страхования.

В настоящее время страховое свидетельство, так называемая "зеленая карточка", является основным идентификатором персональных данных не только в системе пенсионного обеспечения, но и в системе социальной защиты населения.Для регистрации несовершеннолетних детей в системе обязательного пенсионного страхования (ОПС) и получения страхового свидетельства, родителям или законным представителям детей нужно обратиться в Управление ПФР по месту жительства со свидетельством о рождении ребенка и заполнить на него анкету, сообщили в Отделении ПФР по Алтайскому краю.

Официальный сайт Алтайского края, 16 апреля 2010 г. 10:20Приложение 2Заключение Правительства РФ от 03.04.2007 N 1219п-П12 "На проект Федерального закона "О внесении изменений в некоторые федеральные законы по совершенствованию пенсионного законодательства "В Правительстве Российской Федерации рассмотрен представленный проект Федерального закона:2. Законопроектом предлагается изменить редакцию статьи 1 Федерального закона от 1 апреля 1996 г. N 27-ФЗ, расширив при этом понятие "застрахованное лицо" путем включения в него лиц, не достигших 18 лет, и лиц, имеющих право на государственную социальную помощь в виде набора социальных услуг в соответствии с Федеральным законом от 17 июля 1999 г. N 178-ФЗ "О государственной социальной помощи", вне зависимости от уплаты страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в Пенсионный фонд Российской Федерации (пункт 1 статьи 2 законопроекта), а также внести изменения в пункт 7 статьи 6 Федерального закона от 1 апреля 1996 г. N 27-ФЗ (пункт 2 статьи 2 законопроекта) и в пункт 2 статьи 12 Федерального закона от 15 ноября 1997 г. N 143-ФЗ "Об актах гражданского состояния" (статья 4 законопроекта), предусматривающие, что органы записи актов гражданского состояния в течение одного месяца со дня рождения ребенка обязаны передать сведения о рождении в органы Пенсионного фонда Российской Федерации.

Предложение внести данные изменения объясняется тем, что оказание государственной социальной помощи указанным лицам через Пенсионный фонд Российской Федерации вызывает необходимость их регистрации в системе обязательного пенсионного страхования.Согласно преамбуле Федерального закона от 1 апреля 1996 г. N 27-ФЗ данный Федеральный закон устанавливает правовую основу и принципы организации индивидуального (персонифицированного) учета сведений о гражданах, на которых распространяется действие законодательства Российской Федерации об обязательном пенсионном страховании.Согласно пункту 2 статьи 7 Федерального закона от 15 декабря 2001 г. N 167-ФЗ право на обязательное пенсионное страхование в Российской Федерации реализуется в случае уплаты страховых взносов в соответствии с данным Федеральным законом.Таким образом, в системе индивидуального (персонифицированного) учета отражаются сведения о лицах, уплачивающих (за которых уплачиваются) взносы на обязательное пенсионное страхование.Федеральным законом от 17 июля 1999 г. N 178-ФЗ устанавливаются правовые и организационные основы оказания государственной социальной помощи малоимущим семьям или малоимущим одиноко проживающим гражданам.Согласно статье 6.4 данного Федерального закона в целях обеспечения реализации права граждан на получение социальных услуг осуществляется ведение федерального регистра лиц, имеющих право на получение государственной социальной помощи.

В настоящее время органом, осуществляющим ведение такого регистра, является Пенсионный фонд Российской Федерации и его территориальные органы.Таким образом, учет лиц, имеющих право на государственную социальную помощь, осуществляется Пенсионным фондом Российской Федерации в рамках федерального регистра. Для его ведения в системе обязательного пенсионного страхования не имеется правовых оснований.Изменения, предусматривающие обязанность органов записи актов гражданского состояния передавать сведения о рождении в органы Пенсионного фонда Российской Федерации, не поддерживаются как направленные на реализацию предложения о включении в состав застрахованных лиц, подлежащих обязательному пенсионному страхованию, несовершеннолетних лиц:

В связи с изложенным Правительство Российской Федерации не поддерживает представленный проект Федерального закона.

Заместитель Председателя Правительства Российской Федерации А.Жуков

Предыдущая
Яровые культуры во всех категориях хозяйств посеяны на 53% от намеченного объёма
Следующая
27 мая пройдет первый единый государственный экзамен