В настоящее время огромный интерес вызывают вопросы формирования доходов и направления расходов Фонда национального благосостояния, который называют «подушкой финансовой безопасности» РФ. Доцент кафедры экономики и финансов, к. э. н. Ольга Чубур делится экспертным мнением об истории создания этого фонда и его современным состоянием.
Как известно, Бюджетный кодекс выделяет три группы доходов бюджетной системы РФ: налоговые, неналоговые и межбюджетные трансферты. В доходах консолидированного бюджета РФ высока доля нефтегазовых доходов. Например, в 2019 году она составила около 20% (Таблица 1). С 2008 г. в федеральном бюджете эти доходы учитываются отдельно от других видов доходов, ввиду их особой значимости.
Таблица 1. – Исполнение консолидированного бюджета Российской Федерации и государственных внебюджетных фондов (млрд. руб.) *
Показатель | 2015 г. | 2016 г. | 2017 г. | 2018 г. | 2019 г. |
Доходы, всего | 26 922,0 | 28 181,5 | 31 046,7 | 37 320,3 | 39 497,6 |
Нефтегазовые доходы | 5 862,7 | 4 844,0 | 5 971,9 | 9 017,8 | 7 924,3 |
Ненефтегазовые доходы | 21 059,4 | 23 337,5 | 25 074,8 | 28 302,5 | 31 573,3 |
* Данные Министерства финансов РФ
К нефтегазовым доходам бюджета относятся доходы от: налога на добычу полезных ископаемых в виде углеводородного сырья; вывозных таможенных пошлин на нефть сырую; вывозных таможенных пошлин на газ природный; вывозных таможенных пошлин на товары, выработанные из нефти; налога на дополнительный доход от добычи углеводородного сырья; акциза на нефтяное сырье, направленное на переработку.
Цена на нефть величина непостоянная. Все «сверхдоходы» бюджетной системы сберегаются в специальных фондах, целью создания которых является балансировка бюджетной системы. Часть нефтяных доходов в специальных фондах откладывают многие страны с сырьевой экономикой.
В 2004 году в России был создан Стабилизационный фонд, который формировался за счет превышения фактической цены на нефть над запланированной в бюджете. За 4 года своего существования фонд вырос с 171 млрд рублей до 3,8 трлн рублей (156,8 млрд долларов). Это были благоприятные годы для формирования «подушки финансовой безопасности». В феврале 2008 года, за полгода до начала мирового финансового кризиса, нефть марки Brent стоила около 100 долларов за баррель. В 2008 году бюджет России имел профицит в 1,8 трлн рублей, а российская экономика два года, предшествующие кризису, росла в среднем на 8% в год.
В 2008 году Стабилизационный фонд разделили на два фонда: Резервный фонд и Фонд национального благосостояния (ФНБ). Более 3 трлн рублей было направлено в Резервный фонд, остальное в ФНБ. Целью резервного фонда было покрытие дефициты бюджета в случае снижения цены нефть. ФНБ задумывался как часть механизма пенсионного обеспечения граждан РФ.
Резервный фонд помог сбалансировать бюджеты в 2008-2009 годах. Но наибольшая скорость расходования средств фонда наблюдалась в 2015-2017 годах. 1 февраля 2018 года Резервный фонд был ликвидирован (Таблица 2).
Таблица 2 – Объем средств Резервного фонда *
Дата | в млрд. долл. США | в млрд. рублей | в процентах к ВВП** |
01.01.2018 | 0,00 | 0,00 | 0,0% |
01.01.2017 | 16,03 | 972,13 | 1,1% |
01.01.2016 | 49,95 | 3 640,57 | 4,2% |
01.01.2015 | 87,91 | 4 945,49 | 5,9% |
01.01.2014 | 87,38 | 2 859,72 | 3,9% |
01.01.2013 | 62,08 | 1 885,68 | 2,8% |
01.01.2012 | 25,21 | 811,52 | 1,3% |
01.01.2011 | 25,44 | 775,21 | 1,7% |
01.01.2010 | 60,52 | 1 830,51 | 4,7% |
01.01.2009 | 137,09 | 4 027,64 | 9,8% |
01.02.2008 | 125,19 | 3 057,85 | 7,4% |
* Данные Министерства финансов РФ
Несмотря на периодическое расходование средств ФНБ, остатки на его счетах с момента создания увеличились в 5 раз (если анализировать остатки в долл. США) и в 17 раз (если анализировать остатки в рублях) (Таблица 3). Курс доллара на 01.02.2008 г. составлял 24,42 рубля.
Таблица 3 – Объем Фонда национального благосостояния *
Дата | в млрд. долл. США | в млрд. рублей | в процентах к ВВП** |
01.11.2020 | 167,63 | 13 298,63 | 11,7% |
01.01.2020 | 125,56 | 7 773,06 | 6,8% |
01.01.2019 | 58,10 | 4 036,05 | 3,7% |
01.01.2018 | 65,15 | 3 752,94 | 3,6% |
01.01.2017 | 71,87 | 4 359,16 | 4,7% |
01.01.2016 | 71,72 | 5 227,18 | 6,1% |
01.01.2015 | 78,00 | 4 388,09 | 5,3% |
01.01.2014 | 88,63 | 2 900,64 | 4,0% |
01.01.2013 | 88,59 | 2 690,63 | 4,0% |
01.01.2012 | 86,79 | 2 794,43 | 4,6% |
01.01.2011 | 88,44 | 2 695,52 | 5,8% |
01.01.2010 | 91,56 | 2 769,02 | 7,1% |
01.01.2009 | 87,97 | 2 584,49 | 6,3% |
01.02.2008 | 32,00 | 783,31 | 1,9% |
* Данные Министерства финансов РФ
После ликвидации Резервного фонда функция балансировки бюджета перешла Фонду национального благосостояния. В настоящее время, согласно Бюджетному кодексу, ФНБ представляет собой часть средств федерального бюджета и предназначен для обеспечения софинансирования добровольных пенсионных накоплений граждан Российской Федерации, обеспечения сбалансированности (покрытия дефицита) федерального бюджета и бюджета Пенсионного фонда РФ.
Размещение и использование средств фонда регламентировано законодательно.
По данным Министерства финансов РФ, по состоянию на 1 ноября 2020 г. средства ФНБ размещены:
1) на отдельных счетах по учету средств ФНБ в Банке России:
– 51 887,4 млн. долл. США;
– 44 705,5 млн. евро;
– 8 658,6 млн. фунтов стерлингов;
– 278,7 млн. рублей;
2) на депозитах в ВЭБ.РФ – 579 964,4 млн. рублей;
3) в долговые обязательства иностранных государств – 3 000,0 млн. долл. США;
4) в ценные бумаги российских эмитентов, связанные с реализацией самоокупаемых инфраструктурных проектов, – 254 846,2 млн. рублей и 4 113,3 млн. долл. США;
5) в привилегированные акции кредитных организаций – 278 992,0 млн. рублей;
6) на депозитах в Банк ВТБ (ПАО) и Банк ГПБ (АО) – 138 433,9 млн. рублей;
7) в обыкновенные акции ПАО Сбербанк – 2 289 074,2 млн. рублей;
8) в обыкновенные акции ПАО «Аэрофлот» – 47 483,3 млн. рублей.
Министерство финансов РФ, осуществляющее управление фондом, регулярно публикует информацию об использовании средств фонда.
В 2020 году средства ФНБ использовались по следующим направлениям:
1) 50 000,0 млн. рублей размещены в обыкновенные акции ПАО «Аэрофлот»;
2) 275,7 млн. рублей направлено на финансирование проектов «Приобретение и предоставление во владение и пользование (лизинг) вагонов Московского метро;
3) 110 331,1 млн. рублей зачислены на единый счет федерального бюджета в целях финансирования его дефицита.
Вопрос эффективного управления средствами «подушки финансовой безопасности» является дискуссионным. Сложная ситуация с исполнением бюджета, необходимость финансирования дополнительных расходов при снижении доходов вызывают необходимость более взвешенного подхода к формированию инвестиционного портфеля и обоснованию структуры размещения средств.
Источник:
Алтайский филиал РАНХиГС