Аналитики Центра развития финансовых технологий Россельхозбанка проанализировали динамику изменения интереса пользователейк сфере агротехнологийс марта 2022 года по март 2023 года. Пользователи все чащи интересуются биопестицидами, методами удобрения растений на вертикальных фермах и селекцией.
Сфера агротехнологий – это быстрорастущий сегмент АПК. Эту тенденция подтверждают результаты исследования поисковых запросов в сети Интернет, которое провели аналитики Центра развития финансовых технологий Россельхозбанка.
Каждый четвертый запрос винтернете по теме агротехнологий (22.5% за прошедший год) был связан с биопрепаратами – биологическими средствами защиты растений (БСЗР). В остальных случаях (77.5% запросов по теме агротехнологий за прошедший год) пользователи проявляли больший интерес к традиционным пестицидам (химическим средствам защиты растений – ХСЗР). Показателен один из международных трендов последнего времени – использование БСЗР для борьбы с возбудителями болезней у растений. Микроорганизмы, содержащиеся в биопрепаратах, в отличие от ХСЗР, не наносят вред природным экосистемам и не транслируют риск (иногда серьезный) для здоровья человека.
В части вертикального фермерства пользователи в основном интересовались гидропонными установками (90.2% запросов). На втором месте располагаются запросы по теме аэропоники (6.2%), это связано с перспективным быстрым ростом растений благодаря насыщению кислородом. Вместе с тем аэропоника уступает гидропонике в связи с существованием значительных рисков из-за открытой корневой системы (т.е. меньшая резистентность к бактериям и вирусам). Наименее популярным способом выращивания оказалась аквапоника (3.6% запросов по теме агротехнологий за прошедший год). За 12 месяцев число запросов по гидропонике и аэропонике выросло на 2.4% и 12% соответственно, что говорит о росте интереса к технологиям контролируемых средств для выращивания растений.
В отношении селекции самой популярной культурой оказался картофель (37% всех запросов). Паслен клубненосный (другое название картофеля) является одним из наиболее распространенных продуктов питания, а по объемам его производства в 2022 году Россия заняла третье место в мире. Второй по популярности запрос связан с селекцией пшеницы (28% запросов). По данной зерновой культуре Россия удерживает ведущие позиции производства (селекционный материал на 97% отечественного производства). На третьем месте стоит кукуруза (14% запросов за прошедшие 12 месяцев). Селекции подсолнечника посвящено 7% всех запросов. Здесь зависимость от ввоза иностранных гибридов – более 70%. Далее следует селекция ячменя (5% запросов) и ржи (4% запросов) – зависимость от иностранных гибридов на 25% и 70% соответственно. Подобные культуры менее популярны, так как основной акцент в отечественной селекции делается именно на стратегическом продукте – пшенице. На предпоследнем месте по количеству запросов (4%) – селекция сахарной свеклы. С одной стороны, именно здесь фиксируется сильнейшая зависимость от импортного селекционного материала – 90-95%. С другой – сахарная свекла является технической культурой, по важности уступая, например, картофелю или пшенице. На последнем месте, занимая 2% всех запросов, находится рапс. Здесь импортоориентированность также существенна – 60%.
«Важным показателем является то, чтопользователи все чаще начинают интересоваться биологическимисредствами защиты растений, которые не наносят вред экологии и ущерб здоровью человека.Очевидно, что фермерское сознание переживает в данном контексте существенные изменения. Интерес в пределах отечественного рынка во многом отражает устойчивый международный тренд на использование гидропонной методикивыращивания в искусственных контролируемых средах. Селекционная деятельность чрезвычайно важна в контексте национальной политики импортозамещения.Переориентации на внутренние интеллектуальные и научные ресурсы, многочисленные запросы по выведению новых сортов стратегических для России культур (картофель, зерновые и пр.) вполне очевидны и оправданы», – отметила Елена Батурова, директор Центра развития финансовых технологий Россельхозбанка.
Данный анализ был проведен посредством использования отечественного сервиса для оценки пользовательского интереса к конкретным тематикам «Яндекс.Wordstat». В основе полученных выводов лежал подсчет количества показов в поисковике «Яндекс» по заданным ключевым словам за последний год (в частности, были взяты термины из сегмента средств защиты растений, вертикального фермерства и селекционной деятельности). С этой целью использовалась опция «История запросов» внутри системы «Яндекс.Wordstat» по целевым формулировкам и сопутствующее суммирование абсолютных значений показов за год (12 месячных значений).
Ознакомиться подробнее с исследованием, а также другими аналитическими материалами об агротехе можно в проекте Агробит, представленном на платформе «РСХБ в цифре».