«Летающий танк» Ил-2 подняли со дна озера в Мурманске и привезли в Новосибирск местным реставраторам на реконструкцию.
Необычную посылку доставили на днях в технический университет Новосибирска из Мурманской области прямо со дна местного озера. Этим летом там обнаружили штурмовик времён Великой Отечественной войны Ил-2 или, как его называли разработчики, «летающий танк». Теперь его хотят восстановить и вернуть в небо.
Анатолий Буров, водитель:
– На стоянках люди подходили, фотографировались, все спрашивали, хотели узнать у меня историю этого самолёта. Но я сам очень мало знаю.
Тайну боевого самолёта разгадали историки-любители. Они выяснили: бомбардировщик подбили в 1943 году во время штурма вражеского аэродрома. Лётчик – капитан Александр Каличев – остался жив. Награждён орденом Красного Знамени. Он сумел посадить крылатую машину на воду. И это сыграло ключевую роль: Ил-2 спасли со дна озера, а благодаря природной оболочке металл хорошо сохранился.
Ольга Дурных, корреспондент:
– Осталось выгрузить последнюю деталь, после их начнут разбирать. Это не первый штурмовик, который восстанавливают в Новосибирске. Но раньше были другие типы. Это более ранняя версия и на данный момент единственная в мире сохранившаяся одноместная модификация Ил-2.
Трудней всего будет восстановить бронекорпус – взять недостающие детали негде. Конструкция самолета – уникальная. Точный прогноз специалисты пока не дают.
Виктор Лушин,главный инженер компании «Авиареставрация»:
– Только покажет вскрытие, что называется. Смотреть будем коррозию, разрушения и тому подобное. После того, как будет проведена разборка. Некоторые элементы будем анализировать с помощью инструментальных методов.
Несколько самолётов, поставленных на крыло новосибирцами, уже блистали на международных авиасалонах и шоу. Выступить на восстановленных машинах реставраторов приглашают в десятки стран. Чтобы вернуть этот ИЛ в небо, понадобится около четырёх лет.
Владимир Бернс, генеральный директор компании «Авиареставрация»:
– Мы же ещё и отрабатываем технологии. Вот у этого самолета сохранилось бронестекло. Маленькая деталь. А мы его сейчас не можем сделать. В войну делали, есть чертёж. Написано, как – по технологии завода-поставщика. Всё.
Историческую задачу – решат, уверены инженеры. А это значит, что жизнь уникального Ил-2 после 75-летней паузы продолжится.