Поиск

Жизнь, смерть и судьба: какие истории рассказывают уникальные документы Алтайского архива

В Барнауле открылась «Документальная сокровищница Алтая» – на выставке с таким названием Государственный архив края в честь своего 100-летия предъявил общественности редкие материалы, долгие годы скрытые от посторонних глаз. А ведь каждый из таких документов приоткрывает неизвестную страницу в истории края.

В этой небольшой комнате всего 120 документов. Но на открытии выставки «Документальная сокровищница» в Государственном архиве региона не протолкнуться. Бумаги, письма, карты и фотографии охватывают весь период русской цивилизации на Алтае.

Дарья Полякова, начальник отдела использования и публикации документов Государственного архива Алтайского края:

– История архива неразрывно связана с историей страны, с историей региона, с историей края, поскольку любое событие оставляет документальный след, который впоследствии исследователи могут найти в архиве.

Расскажем несколько историй, связанных с документами, представленными на выставке. Начнём с преданий старины глубокой. Вот подлинное письмо, отправленное в Барнаул в середине XVIII века императрицей Елизаветой Петровной. Она пишет, что алтайские заводы, принадлежавшие ранее Акинфию Демидову, переходят в собственность царской семьи. Сегодня бы сказали: произошла национализация. Получатель письма – бригадир Андреас Беэр. Он становится первым начальником Колывано-Воскресенских заводов. Фактически это первый глава региона.

Через два десятка лет механикус Иван Ползунов построит в Барнауле свою «огнедышащую машину» – первый в мире двухцилиндровый двигатель, работающий на силе пара. Вот личная печать и подпись изобретателя.

Спустя полтора столетия на смену царской власти придёт «диктатура пролетариата». В январе 1928 года руководитель советского государства Иосиф Сталин на поезде приедет в Сибирь.

Евгений Платунов, краевед, журналист:

– Тогда, понятно, самолёты были, но самолётом, насколько вот историки писали, он никогда. Нет свидетельств, что он пользовался самолётом. Он ездил поездом.

Сталина волнует нехватка хлеба в провинции. Цены на продовольствие растут, нужно решать, что делать. В Барнауле государственный деятель встречается с партийно-хозяйственным активом сибирских городов. Этот момент запечатлён на фотографии. Есть легенда, что Сталин выступал с балкона здания нынешней городской администрации. Что, впрочем, маловероятно, учитывая январские морозы. Сталин укутывается в медвежью шкуру и шубу, передвигаясь по городу на санях, которые возит конь с революционной кличкой Марат. Из Барнаула лидер СССР отправляется в Рубцовск.

Евгений Платунов, краевед, журналист:

– Там вот Сталин как раз и говорил о том, что, чтобы не было больше диктата производителей продовольствия сельскохозяйственного над государством, нужно как раз укрупнять сельское хозяйство за счёт объединения крестьян в колхозы и совхозы.

В стране начинается коллективизация. Происходит «ликвидация кулачества как класса». У зажиточных крестьян отбирают земли и орудия труда. Одна из первых волн раскулачивания на Алтае проходит через село Курья – родину великого оружейника Калашникова. Писатель Анатолий Муравлёв вспоминает слова, которые в одном из интервью сказал Михаил Тимофеевич.

Анатолий Муравлёв, автор книги «Михаил Калашников» из серии «Алтай. Судьба. Эпоха»:

– Пришли мужики на подворье и начали резать скот, зимой, в феврале. Причём стельных коров. Как шевелятся эти плоды, которые неродившиеся, да. Ужасная совершенно картина.

Калашниковых – семь человек – увозят на север, в посёлок Нижняя Моховая. Ныне это Томская область. В скором времени от невыносимого труда умирает отец семейства. Его не удаётся похоронить – почва промёрзла настолько, что пять парней и мать не могут выкопать могилу. До весны тело лежит в снегу. До 90-х годов XX века об этой истории не знали. Официально изобретатель легендарного автомата Михаил Калашников не был раскулачен и долго скрывал этот факт своей биографии.

Анатолий Муравлёв, автор книги «Михаил Калашников» из серии «Алтай. Судьба. Эпоха»:

– Он откровенно пишет, что «если бы я сказал о том, что я репрессирован, что я в семье раскулаченных, понятно, моя судьба сложилась бы по-другому». «Если бы это знали, то, конечно, меня не допустили бы к этой работе, и я бы не состоялся как оружейник – это однозначно».

В 1933 году в селе Сростки органы ОГПУ допрашивают несколько десятков колхозников. В контрреволюционном заговоре обвиняют 88 человек. Их перевозят в тюрьму на опушке барнаульского ленточного бора. Среди арестованных – молодой человек Макар Леонтьевич – отец Василия Шукшина. После допроса колхозник даёт «чистосердечное признание». Ему инкриминируют 58-ю статью – «вооружённое восстание <…> с целью захватить власть», «вредительство, подрыв государственной промышленности», «антисоветская организационная деятельность». Приговор – высшая мера наказания – расстрел. Приведён в исполнение 28 апреля 1933 года. Василию Макаровичу – 3 года. Позже его мать берёт себе девичью фамилию – Попова. Затем ещё раз выходит замуж и становится Марией Куксиной.

Дмитрий Марьин, доктор филологических наук, доцент АлтГУ:

– Ведь он в воспоминаниях указывает, что он спрашивал односельчан: почему отца арестовали? Ему говорили: хотел, сволочь такая, восстание против советской власти подымать. И вот образ отца как бунтаря, лидера восставших – это, безусловно, повлияло потом на образ Степана Разина, к которому Шукшин шёл.

Через 10 лет на территории Алтайского края оказывается поэт Николай Заболоцкий. Его переводят из дальневосточного лагеря, где он оказался в 1938 году. После рецензии-доноса критика Лесючевского поэтические книжки «Торжество земледелия» и «Столбцы» были признаны контрреволюционными.

В «АлтайЛаге» на территории Михайловского района Заболоцкий трудится чернорабочим на содовом заводе. Стоя по колено в озере, он вычерпывает содовую жижу. Позже этот жизненный период нашёл отражение в творчестве поэта. За четыре года до смерти он пишет стихотворение «Возвращаясь с работы».

А мы шагали по дороге

Среди кустарников и трав,

Как древнегреческие боги,

Трезубцы в облако подняв.

Лариса Вигандт, главный редактор журнала «Культура Алтайского края»:

– Вот эти самые «трезубцы в облако подняв». У содоломов особый инструмент – это лопаты и вилы с зацепом и с очень большим черенком в полтора человеческих роста, которые можно было бы опускать на глубину, и этим зацепом пласты соды выбирать из воды.

На содовом озере под палящими лучами солнца сердце Заболоцкого не выдерживает. У него случается сердечный приступ. Николай Алексеевич около месяца проводит в лазарете. Затем получает перевод на чертёжную работу. До конца пребывания в Алтайском крае поэт наносит на кальку схемы сооружений, фасадов зданий, дымовых труб и фундаментов под стены. В «АлтайЛаге» Заболоцкий переносит на бумагу несколько старых стихотворений и работает над поэтическим переложением поэмы «Слово о полку Игореве». Его первые письма жене из лагеря на Дальнем Востоке пронизаны непониманием и ужасом. Письма, которые он пишет в Алтайском крае, иные: «Время моего душевного отчаяния давно ушло. И я понял в жизни многое такое, о чём не думал прежде. Я стал спокойнее, нет во мне никакой злобы. И я люблю эту жизнь со всеми её радостями и великим страданиями, которые выпали на нашу долю».

Все эти истории мы знаем благодаря документам, которые сохранились в архивах и музеях Алтайского края.

Удивительно, но образ этой комнаты есть на карте Барнаула. Вот первое кладбище города – Петропавловское. Ныне – площадь Свободы. Здесь находится утраченная могила губернатора Андреаса Беэра. Здесь похоронен изобретатель Иван Ползунов. Здесь маленький Михаил Калашников лютой зимой плачет в сенях возле трупа своего отца, и слёзы замерзают на его щеках. Здесь Василий Шукшин, получив паспорт, рискует, но берёт себе фамилию отца. Этот памятник заставляет вспомнить и Николая Заболоцкого, разлучённого с семьёй и подорвавшего здоровье в советских лагерях. И получается, что архив – это камера-обскура, показывающая прошлое, оставляющая отпечаток в нашем настоящем.

Предыдущая
Юные барнаульцы примут участие в городском фестивале военно-патриотической песни и танца
Следующая
«Росводоканал Барнаул» назвал лучшие и худшие управляющие компании