Здесь выпускают фракционный щебень из камня осадочных пород. Дополнительное оборудование приобрели за счёт средств Дорожного фонда края. На каких дорогах можно встретить курьинский щебень и какую оценку ставят ему эксперты – в репортаже Юлии Непомнящих.
Огромные плиты Усть-Таловского разреза издалека напоминают мрамор. Дорожники поясняют: это мраморизованный известняк. Если щебень из таких осадочных пород соединить с битумом, это придаст асфальтобетону повышенную прочность. 200 тысяч тонн щебня в год добывают на этом карьере.
Геннадий Юшков, начальник Курьинского филиала ДСУ «Южный»:
– Мы ведём реконструкцию для увеличения производительности, к 1 марта мы её запустим, вторую линию, будем выпускать фракционные щебни. Увеличение произойдёт у нас всё равно, до 300 тысяч тонн переработки будет у нас в течение года.
В крае 10 подобных карьеров. Усть-таловским щебнем ремонтируют дороги в южных и юго-западных районах. Дальше везти невыгодно. В Усть-Таловке работают круглый год, при этом в конце зимы объёмы вырастают – заготавливают материалы к новому дорожному сезону. Уже год щебень выпускают по новым нормативам Таможенного союза.
Константин Зорий, заместитель начальника КГКУ «Алтайавтодор»:
– Требования к качественным характеристикам инертных материалов для дорог значительно выше, чем в строительстве, потому что данный материал работает в агрессивных условиях, постоянные перепады температур, тем более мы посыпаем дороги реагентами.
Чтобы дорога была без изъянов, качество щебня отслеживают в лаборатории. Так, щебень проверяют на прочность, помещая под пресс в 20 тонн. А чтобы проверить истираемость, отправляют в барабан, похожий на центрифугу стиральной машины. Его прокручивают с металлическими шарами и позже выносят щебню вердикт.
Роман Раннев, начальник центральной строительной лаборатории КГКУ «Алтайавтодор»:
– У него должна быть высокая морозостойкость, высокая марка по дробимости, высокая марка по истираемости, то есть все основные показатели по прочности. Брака не так много, если попадается, мы всё это отсекаем, в процентном соотношении – процентов 5 максимум всего.
Эксперты говорят: усть-таловский щебень, как правило, заслуживает твёрдую четверку. «Правильный» используют для приготовления асфальтобетона и укрепления обочин. Щебень, не прошедший испытание, используют в качестве подушки под дорожное полотно.