В стране отметили День российского кино. Алтай, как известно, а точнее, его уроженцы, внесли большой вклад в кинематограф. Правда, масштабных картин здесь давно не снимают, а между тем работы барнаульских режиссёров собирают лавры на международных фестивалях.
Ехали снимать французский «шарман», а получили – русскую действительность. Вот так, если кратко, режиссёр Дмитрий Шарабарин отзывается о своём кино. Документальный фильм не о жителях с берегов Сены или красных дорожках. «Глубокое кино» о том, чем и как живут оставшиеся обитатели алтайских сёл с громкими французскими названиями.
Фильм был снят еще два года назад. День, когда режиссёр «на коленке» смонтировал последние кадры – стал днём закрытия «Алтайкиноцентра». Документалистику показали в узком кругу. Шарабарин «хлебнул» порцию критики – и отложил фильм в долгий ящик
Дмитрий Шарабарин, режиссёр, директор Молодёжного центра кинематографистов Алтая:
– Диаметрально две противоположных реакции на него было. Одни считают, что это чернуха. Это очень приятно, конечно, считать себя последователем нашего известного режиссёра Звягинцева. Его сравнивают с «Левиафаном», что поклёп на российскую действительность. А другие говорят, наоборот, что это светлое, оптимистичное кино. Я согласен со второй точкой зрения. И на самом деле не было задачи сделать кино ни ура-патриотическое, ни очерняющее.
И вот спустя 2 года у алтайского фильма начинается фестивальная история: перемонтированный, сведённый, он попал в конкурсную программу фестиваля независимого кино в британском Глазго. Его же хочет увидеть Фестиваль международного кино в Армении, в прошлом году собравший конкурсантов из 22 стран. Работа о простых человеческих ценностях жителей алтайской глубинки, видимо, «зацепила».
Дмитрий Шарабарин, режиссёр, директор Молодёжного центра кинематографистов Алтая:
– Нельзя сказать, что у нас нет фестивальной истории. У нас просто нет кино, которое можно было бы отправлять на эти фестивали. У нас же есть маленькие студии, которые занимаются, по сути, выживанием в киноформате – это реклама, клипы, а зачастую и просто свадьбы. Поэтому у нас требуются огромные душевные и физические усилия от человека, чтобы собраться и часто за свой счёт снять кино.
И всё-таки снимают. Нет, не полный метр, не блокбастеры. «История одной картины» барнаульского режиссёра Андрея Есаулова – о казаках, освобождавших Голландию во время заграничного похода русской армии в начале XIX века, к примеру, недавно получила голливудскую премию в Лос-Анджелесе.
Кино, снятое моими коллегами Алексеем Сазоновым и Юрием Мартыновым, в прошлом году попало в шорт-лист фестиваля «Человек и вера». Казалось бы, конкурс пройден. Разве кто-то мог предположить, что работу из Барнаула увидит зарубежный зритель?
А это уже кадры из новой работы моих коллег «Митрополит Сергий. Правило жизни». И этот фильм отправляется на Всероссийский медиафорум. Так что, хотя большое кино на Алтае практически не снимается, энтузиасты-документалисты в наличии имеются.