Проблема пенсий – самая больная тема последних лет и главный повод для недовольства пожилых россиян. С ней связаны наиболее громкие экономические скандалы, все они надолго вошли в повестку дня: отъём собранных на накопительную часть денег в пользу действующих пенсионеров, отмена индексации пенсий, повышение пенсионного возраста и прочее.
Но всё это не мешает руководству и даже менеджерам среднего звена Пенсионного фонда России тратить по 100–200 тысяч рублей на перелёт, скажем, из Москвы в Калининград, Симферополь, Сочи и даже Женеву и Париж, куда пенсионщики летают для обмена опытом с зарубежными коллегами. Они летают бизнес-классом просто потому, что распределяют 10% российской экономики (8 трлн рублей от 80 трлн рублей, то есть ВВП России) среди трети населения страны.
В Европе постепенно исчезает бизнес-класс авиаобслуживания на средних и коротких маршрутах, но пока он есть в России, и даже из Москвы в Липецк глава фонда Антон Дроздов (возглавляет ПФР с 2008 года) предпочёл лететь бизнес-классом, следует из документов по контрактам ПФР (ссылка 1, ссылка 2 ). Летают бизнес-классом не только Дроздов и его заместители, но и зам главного бухгалтера ПФР Наталья Чернышук, пресс-секретарь Маргарита Нагога, начальник департамента организации назначения и выплаты пенсий Сергей Чирков и другие. Плюсы бизнес-класса: отдельная стойка регистрации (меньше время ожидания рейса), большие кресла, лучше еда, напитки и прочее. Минус: бизнес-класс в 2–20 раз дороже обычных билетов.

Только за январь – сентябрь 2016 года менеджеры ПФР налетали на 5,6 млн рублей. За 2015 год – на 10,4 млн рублей. Более ранних полётных ведомостей на сайте госзакупок найти не удалось. Перелёты бизнес-классом составляют около трети всех перелётов сотрудников ПФР, однако в деньгах это две трети авиабюджета (в 2015 году это 14,9 млн рублей).

16 млн рублей бизнес-классом – это 1324 средние пенсии (12 080,9 руб., по данным Росстата на 2016 год), которых хватило бы на годовое обеспечение сотни пенсионеров небольшой деревни.
Денег нет, но вы летайте
Стараются не отставать от коллег из ПФР сотрудники другого многострадального фонда, из-за проблем которого над россиянами навис налог на тунеядство, – Федерального фонда обязательного медицинского страхования. Он получает по 5,1% вашей зарплаты (ПФР – 22%) и распределяет деньги среди медучреждений за обслуживание по полисам ОМС. Если ежегодный дефицит ПФР находится на уровне чуть ниже 200 млрд рублей, то ежегодный дефицит ФФОМС колеблется у 50 млрд рублей при бюджете 1,6 трлн рублей.

Если ПФР и ФФОМС обслуживаются ФГУП "Президент сервис", который, кстати, и за оформление бизнес-класса берёт больше, чем за покупку обычного билета...

То третий проблемный социальный фонд, куда идёт 2,9% вашей зарплаты, Фонд социального страхования, обслуживается частным ООО "Агентство авиа центр". Эта фирма принадлежит двум профильным предпринимателям: Александру Григорьеву и Сергею Богачеву. Последний владеет, в частности, сервисом "Авиакасса.ру". Из документации на сайте госзакупок видно, что раз в несколько недель ФСС перечисляет ровно по 600 тыс. рублей, итого 12,5 млн рублей за 2015 год. Полётных ведомостей фонда, который оплачивает больничные, распределяет детские пособия и выплаты инвалидам, не опубликовано. Годовой бюджет ФСС в районе 600 млрд рублей. Плановый дефицит порядка 30 млрд рублей.
В пресс-службе ФСС лишь уточнили, что количество билетов за 2015 год: экономкласс – 595 билетов, бизнес-класс – 74.
Каждый год проблемы трёх перечисленных фондов вынуждено решать Министерство финансов РФ. Это главное ведомство, определяющее порядок и направления расходования средств федерального бюджета. Как гордо сказано на сайте Минфина, исторически в ведение Минфина входило "управление казёнными и государственными частями, кои доставляют правительству нужные на содержание его доходы, и генеральное всех доходов рассигнование по разным частям государственных расходов".
Мы спросили у Минфина, как нужно поступать чиновникам и сотрудникам внебюджетных фондов в тяжёлое для страны время: летать ли им бизнес-классом? Минфин не смог ответить на запрос Лайфа.
Весной 2016 года министр труда и соцзащиты Максим Топилин сообщил о планируемом запрете госслужащим "вплоть до замдиректора департамента" летать бизнес-классом. Проект документа, как сообщили Лайфу в Минтруде, давно внесён в правительство. Впрочем, сотрудники ПФР не являются госслужащими.
Зато у ПФР есть кодекс профессиональной этики, который утверждён приказом Дроздова в августе 2013 года. По этому документу интересы пенсионеров важнее интересов сотрудников ПФР, а главный принцип работы ПФР – сохранность и прирост средств пенсионных накоплений граждан.