Скорее всего, уже скоро мы будем наблюдать большое нашествие искусственного интеллекта в практическую медицину. Сегодняшние диковинные аппараты отойдут в прошлое, и перед нами появится новая реальность: нас будут лечить компьютеры.
Проект Fleming отобрал самых прогрессивных роботов, которые уже заняты в медицине.
Пришедшие из книг
Когда мы говорим о роботах в медицине, то чаще всего представляем себе нечто, выполняющее определённую программу, заложенную в память, без постороннего вмешательства и контроля. Конечно, такой подход вполне приемлем для промышленности, но когда речь идёт о человеческом теле, требуются соответствующие навыки врача. Хотя роботы в медицине используются в течение всего лишь нескольких десятилетий, их влияние на лечебно-диагностический процесс неуклонно растёт.
История роботов началась 1940-х годов. Тогда появилась первая концепция удаленного манипулятора: в 1942 году писатель-фантаст Роберт Хайнлайн выпустил короткий рассказ о Вальдо – человеке, настолько слабом, что он не мог поднять голову чтобы есть или пить. Тогда он придумал устройство, которое управлялось перчаткой и шлемом, и могло поднимать тяжести, непосильные для простого человека.
В начале пятидесятых такие устройства уже были изобретены и собраны. Использовались эти манипуляторы сначала в опасных условиях, заражённых радиацией, химикатами, или особо опасными инфекциями, и их применение себя оправдало. Впоследствии эти манипуляторы стали называть по имени главного героя рассказа Хайнлайна – «waldoes».
Постепенно робототехника пришла и в медицину, что было связано с появлением лапароскопии – метода хирургии, когда хирург пользуется несколькими проколами в стенке полости (например, живота) для введения в неё видеокамеры и инструментов. Такой метод имеет множество плюсов для пациента и врача, как минимальная травматизация (а любая операция – это всегда травма), короткие сроки восстановления функций организма и работоспособности пациента в целом, но визуализация операционного поля (участка, с которым непосредственно работает хирург), возможность чувствовать ткани и пространство для манёвра сильно ограничены, и именно желание иметь полный контроль над операцией в теле пациента подтолкнуло к разработке первого хирургического робота.
Космические технологии
Не только хирургия
Сфера влияния машин в хирургии не ограничивается выполнением операций: программный комплекс ORTHODOC позволяет проектировать операции, проводимые ROBODOC, и воспроизводить индивидуальные модели конечностей пациентов для экспериментальных операций.
Не обошли стороной медицину и нанотехнологии: уже существуют концепты нанороботов, предназначенных для адресной доставки лекарственных средств и лечения рака: за основу робота будет взята модель интересной бактерии магнитококка, открытой в 1993 году. Её особенность заключается в том, что она ориентируется строго вдоль магнитных линий, что позволит управлять ею при помощи слабопольного МРТ-томографа, а её скорость передвижения превышает её собственную длину в 150 раз, но продолжительность жизни микроорганизма в теле млекопитающих не более 40 минут, что весьма ограничивает сферу их применения и требует многократного применения.
Однако, есть и не менее насущные проблемы. Болезни сердечно-сосудистой системы – причина большинства смертей населения развитых стран, и чаще всего они развиваются вследствие атеросклероза – зарастания просвета сосудов жировыми бляшками или закупорка ими сосудов из-за отрыва от стенки сосуда по току крови. Бляшки представляют из себя клеточный “налёт” на повреждённой внутренней оболочке сосудов, собирающий на себя избыток липопротеидов – веществ смешанной белково-жировой природы, предназначенных именно для транспортировки жиров в крови. Очистить стенки сосудов от этого “налёта” должен микроробот, запущенный в крупную артерию под контролем хирурга, над конструкцией которого сейчас работают учёные со всего мира. Предполагается, что его управление будет осуществляться с помощью встроенного пьезоэлектрического двигателя, но размер в четверть миллиметра слишком мал, чтобы встроить в него “мозг” для выполнения своей работы при существующих технологиях.
Известен в педиатрии и гериатрии (раздел медицины о болезнях пожилых людей) робот PARO – плюшевая игрушка в форме детёныша гренландского тюленя, которая реагирует на прикосновения и голос, откликаясь на имя, имитирует радость, удивление и гнев, и в отличие от живого тюленя “просыпается” и “засыпает” вместе с владельцем. Она предназначена для зоотерапии, при этом сводя на “нет” любые нежелательные явления, возможные при контакте с живым зверем. Таканори Сибата, разработчик робота, вдохновился идеей его создания в Канаде, когда увидел бельков во льдах у северо-восточного побережья. Там же он и записал крики бельков, и эти записи теперь заложены в память робота. С момента представления робота широкой публике в 2001 году уже вышло 9 версий робота. Последняя версия работает до 9 часов, имеет усиленные соединения и искусственный мех с антибактериальным эффектом. Пожилым людям также часто хочется общения, и робот Vasteras Giraff помогает им не терять контакт с внешним миром. По сути, робот представляет из себя компьютер с видеосвязью по типу Skype, только с пультом дистанционного управления для перемещения его по дому.
Сестринский уход – тоже часть лечения, и постепенно её начинают доверять роботам. На медицинских сестёр возложена ответственность не только в плане выполнения назначений врача, но и в плане помощи в реабилитации и социализации. Aethon TUG – автоматизированный носильщик, который не только способен доставлять лекарства и еду лежачим пациентам, но и заниматься их транспортировкой и различными хозяйственными нуждами. Согласно последним подсчётам, робот, работая круглосуточно, может заменить трёх человек среднего медперсонала, при этом его покупка обойдётся дешевле годовой зарплаты одного из них. Казалось бы, можно заменить людей роботом-носильщиком, но нет и не будет замены сёстрам индивидуального ухода. В помощь им, а также для повседневного применения создан Bestic – рука с ложкой, крепящаяся на любой стол и управляемая любым удобным способом, что позволяет пользователю чувствовать себя независимым. В сестринском деле есть и аналог da Vinci под названием Cody, он может выступать спутником для ограниченно-мобильных пациентов, служить им опорой, помогать открывать двери и ящики. Для контроля же выполнения назначений сестрами есть Anybot – нечто наподобие Vasteras Giraff, только мобильный, управляемый врачом дистанционно.
***
Роботы выходят на замену людям повсеместно. Они уже заменяют нам секретарей и рабочих. Скоро на место водителей и полицейских придут свои машины, которые будут выполнять ту же функцию, что и люди. На место врачей они уже пришли, и лишь вопрос времени и доверия, когда они начнут лечить нас.




