В Иркутске показали опытный образец нового российского самолета – сренемагистрального лайнера «МС-21». С его помощью Россия надеется потеснить на мировом рынке Boeing и Airbus
Что такое «МС-21»?
Среднемагистральный самолет «МС-21» («Магистральный самолет XXI века») – второй после Sukhoi Superjet 100 масштабный российский проект последних лет в гражданской авиации и единственный в своем классе – со времен СССР. С начала 2000-х самолет разрабатывали в ОАО «Опытно-конструкторское бюро им. А.С. Яковлева» и ПАО «Корпорация «Иркут». Планируется, что он заменит в парке российских авиакомпаний «Ту-154» и «Ту-204».
Пока разрабатываются две версии самолета: «МС-21-300» на 163-211 мест и более компактный вариант лайнера – «МС-21-200» на 132-165 мест. Дальность полета нового лайнера будет составлять 6 000-6 400 км в зависимости от модели.
Презентация опытного экземпляра не означает, что самолет готов к эксплуатации. Летные испытания запланированы на конец 2016 г., а начало серийного производства – на 2017 г. С 2020 года «Иркут» планирует ежегодно производить по 20 самолетов МС-21, с 2023 года – нарастить производство до 70 машин в год.
Сколько стоило создание нового самолета?
Создание «МС-21» обошлось в 100 млрд руб., сообщил президент АО «Объединенная авиастроительная корпорация» (ОАК) Юрий Слюсарь после церемонии «выкатки» лайнера. «Из них порядка 80% – это деньги от государства в виде разной помощи, 20 млрд руб. – это собственные средства, которые корпорация израсходовала на этот проект», – отметил он.
Создание самолета с нуля в общей сложности требует до $15 млрд инвестиций (свыше 950 млрд руб. по текущему курсу), говорит главный редактор «Авиатранспортного обозрения» Алексей Синицкий.
Зачем России новый самолет?
«Государств, в которых развито авиастроение, не очень много. Это называется высшая лига и мы ни в коем случае не должны из этой лиги исчезнуть», – заявил премьер Дмитрий Медведев на церемонии «выкатки» опытного образца самолета.
Семейство «МС-21» ориентировано на самый востребованный сегмент мирового рынка пассажирских самолетов – узкофюзеляжные среднемагистральные самолеты, говорит Синицкий. При этом, «МС-21» и» Sukhoi Superjet 100» рассчитаны на разные рынки, отмечает эксперт: по мировой классификации, Superjet является региональным самолетом и его вместимость почти вдвое меньше, чем у «МС-21».
Эксперты Boeing в своем прогнозе авиарынка на 2015-2034 годы отмечали, что рынок узкофюзеляжных среднемагистральных самолетов лидирует по темпам роста и остается крупнейшим сегментом в авиастроении. По прогнозам Boeing, в ближайшие два десятилетия авиакомпаниям потребуется 26 730 подобных воздушных судов. Эти самолеты являются основой мирового парка авиакомпаний, перевозя до 75% пассажиров по более чем 70% маршрутам. Увеличение данного сегмента происходит за счет роста лоукостеров и традиционных авиакомпаний на развивающихся рынках, пишет американская компания, сказано в отчете Boeing.
«Иркут» до 2035 года рассчитывает выпустить примерно 1080 самолетов, говорил вице-президент компании Кирилл Будаев. По его словам, 300-350 из них будет продано на внутреннем рынке и еще 650-700 самолетов корпорация рассчитывает реализовать на внешнем.
Кто готов купить новые самолеты?
Первая поставка заказчику самолетов «МС-21-300» запланирована на конец 2018 года, сообщило РИА Новости со ссылкой на информационные материалы к презентации самолета.
«Иркут» уже получил заказы на 175 лайнеров. 50 самолетов заказал «Аэрофлот» (через лизинговую компанию «Авиакапитал-Сервис» – «дочку» «Ростеха»), 30 – «ВЭБ-лизинг», 50, с опционом еще на 22 машины, – «Ильюшин Финанс», сообщал ТАСС. 35 самолетов «Авиакапитал-Сервис» заказал для нужд государственных структур (МЧС, Минобороны и др.), ранее сообщал «Ростех». Еще по 100 самолетам достигнуты предварительные договоренности и подписаны рамочные соглашения, указывает ОАК.
Первым иностранным заказчиком могут стать «Азербайджанские авиалинии». Сегодня перевозчик подписал меморандум с «Ильюшин Финанс» о заинтересованности в покупке до февраля 2017 года десяти самолетов МС-21. Также заключено соглашение о намерении с египетской Cairo Aviation на поставку 6 самолетов и опционом еще на 4 машины. У «Иркута» есть соглашение с индонезийской Crecom Burj Berthad, рассказывал президент корпорации Алексей Федоров. Идут переговоры о поставке самолетов авиакомпании Air Tanzania, сообщало «РИА Новости». Интерес проявляли Саудовская Аравия и Иран, говорили в Объединенной авиастроительной корпорации
С кем будет конкурировать «МС-21»?
Основными конкурентами МС-21 станут «Boeing 737 MAX» и «Airbus-320 Neo», считает Синицкций из «Авиатранспортного обозрения». Сравнивать «МС-21» с конкурентами как по техническим характеристикам, так и по цене (каталожная стоимость нового российского самолета – около $80 млн) еще рано, считает гендиректор консалтинговой компании Infomost Борис Рыбак: впереди этап летных испытаний и сертификации. Сказать что-то конкретное можно будет после того, как будет реализована первая партия в сто самолетов, считает Рыбак.
По мнению Синицкого, пока можно говорить только об одном преимуществе: у российского лайнера более широкий фюзеляж, что увеличивает комфортабельность салона и сокращает время посадки и высадки пассажиров. МС-21 позволит авиакомпаниям на 20% сократить временя оборота воздушного судна в аэропорту, утверждает в материалах ОАК. Кроме того, вместимость МС-21 больше, чем у конкурентов, на 10-15 мест в зависимости от комплектации, отмечает Синицкий. В материала к презентации самолета пресс-служба «Иркута» указывает, что эксплуатация«МС-21» может снизить расходы перевозчиков на 12-15%.