Поиск

Дрожащими руками: Какие изменения в работе головного мозга приводят к возникновению болезни Паркинсона и как ее лечат

Это заболевание считается бичом людей пожилого и старческого возраста и имеет ряд узнаваемых симптомов: мышечная ригидность, тремор, снижение двигательной активности и неустойчивость позы. Заболевание неизлечимо и прогрессирует. Речь про болезнь Паркинсона.

Не только у пожилых

В обыденных ситуациях, будь то поездка в общественном транспорте, прогулка или ожидание своей очереди в поликлинике, мы нередко видим словно бы согнутых пополам, крупно дрожащих пожилых людей. В начале XIX в. английский врач Джеймс Паркинсон заинтересовался природой таких симптомов и первым описал комплекс характерных проявлений «дрожательного паралича» на основе ряда наблюдений за людьми вне клиники. Впрочем, труд Паркинсона долго оставался незамеченным, и лишь в 1870 г. французский невролог Жан Мартен Шарко, занимаясь разработкой проблем этиологии этого нервного заболевания, обратил внимание научного сообщества на материалы за авторством Паркинсона и настоял на присвоении болезни имени его первооткрывателя.

Подобные болезненные проявления у относительно молодого населения встречаются гораздо реже, и практически всегда это последствия травмы или других внешних воздействий. Однако было бы ошибочным считать болезнь Паркинсона исключительно старческой: описан ряд случаев заболевания в возрасте до 40 (болезнь Паркинсона с ранним началом) или даже 20 лет (ювенильная форма болезни). Один из примеров «молодой» болезни Паркинсона – это история 39-летней Кейт Стоун-Крауч, которая довольно длительное время страдала устойчивым тремором конечностей, не находившим объяснения среди врачей. Позже выяснилось, что имея в виду молодой возраст женщины, медики отвергали возможность ее поражения этим «старческим» недугом.

Болезнь Паркинсона не щадит никого: зачастую высококлассные опытные хирурги вынуждены приостанавливать свою лечебную деятельность или известному актеру приходится оставить сцену или съемки в фильмах.

Майкл Джей Фокс, известный комедийный актер, оставил карьеру в возрасте тридцати лет, и причиной тому была болезнь Паркинсона: Фокс опасался, что нарастающая дискоординация движений и дрожь скажутся на его актерской игре. Ради любимой работы актер пошел на сложнейшую операцию, целью которой было разрушение патологических ядер головного мозга – пока подобное вмешательство является одним из наиболее эффективных методов борьбы с тремором. И хотя болезнь Паркинсона считается прогрессирующим неизлечимым заболеванием, такой диагноз отнюдь не звучит как приговор. В 2004 г Майкл Фокс начал постепенно возобновлять актерскую деятельность, сыграв несколько ролей в фильмах и сериалах. При этом актер считает болезнь своего рода учителем, который дал ему мудрость и выдержку.

Откуда тремор?

Материальной основой болезни Паркинсона является повреждение структуры мозга, называемой чёрной субстанцией. Разрушение нервных клеток, составляющих эту структуру, очевидно, нарушает зависящие от этого отдела мозга функции, в том числе координацию и точность мелких движений. Первопричина таких нарушений – появление дисгармонии в тонких взаимоотношениях между структурами центральной нервной системы. Считается, что основное звено патогенеза болезни Паркинсона – нарушение передачи сигнала между чёрной субстанцией, бледным шаром и полосатым телом. Все три эти структуры принимают участие в поддержании позы и регуляции мышечного тонуса, то есть в неосознанных, отработанных точных движениях. Именно таким образом появляется наиболее узнаваемый симптом этого заболевания – выраженная мышечная дрожь, которая зачастую лишает человека трудоспособности в довольно молодом возрасте.

Механизм передачи сигналов внутри проводящих путей центральной нервной системы во многом аналогичен движению электрического тока по проводу, где аналогом электрона можно считать сигнальную молекулу – нейромедиатор. Нарушение передачи импульса при этом может быть схоже с прекращением подачи напряжения в сеть: все дело в истощении запаса необходимых биологически активных молекул дофамина. Выходит из равновесия обмен информацией между подкорковыми нервными центрами, необходимый для реализации взаимосоотнесенных сокращений групп мышц, выполняющих противоположные функции, что порождает характерный тремор. Для болезни Паркинсона в этом смысле характерны движения по типу «пересчитывания монет» (разнонаправленные движения пальцев кисти), дрожание головы, подобное киванию или покачиванию, цикличные движения век и языка. Интересно, что подобные двигательные нарушения обычно начинаются с колебаний одной из конечностей, а при прогрессирующем недуге последовательно распространяются на другие части тела.

Другим специфичным симптомом поражения проводящих путей становится гипокинезия – уменьшение спонтанной двигательной активности. Человек склонен застывать в какой-либо позе на довольно долгое время (до часа и более), для мимики характерна маскообразность, проявления эмоций заметно заторможены, они медленно проступают на лице больного и столь же медленно уходят. Ограничение двигательных функций проявляется также и в ходьбе: наиболее характерна «кукольная» походка, характеризующаяся малой длиной шага и параллельной постановкой стоп. Руки при этом не совершают характерных для нормальной ходьбы движений и остаются словно приклеенными к телу.

На более поздних стадиях развития болезни человеку становится все сложнее бороться с инерцией – физическим явлением, на которое он довольно редко обращал внимание до болезни . При ходьбе больной с трудом преодолевает первые шаги, которые требуют больших усилий, а по окончании маршрута ему становится трудно прекратить движение. Во время пеших прогулок таким людям свойственно несколько наклонять туловище вперед, при этом центр тяжести тела смещается и в сочетании с прочими двигательными нарушениями человек нередко падает, не в силах выдержать некогда незаметные повседневные нагрузки.

Разрушение мозга

Методы лечения болезни Паркинсона можно условно поделить на три ветви: консервативную, хирургическую и генно-клеточную. Консервативные методы лечения направлены на коррекцию обмена медиатора дофамина, играющего ключевую роль в механизмах регуляции движений и удержания позы. Лекарственные средства такого рода вмешиваются в биохимические процессы обмена этого вещества и увеличивают его поток, в той или иной мере восстанавливая утраченные контакты между нервными центрами.

Логично было бы предположить, что достаточно просто восполнить дефицит дофамина с помощью введения некоторого количества этого вещества в организм, но, как оказалось, не все так просто. Сам по себе дофамин не способен проникнуть в структуры центральной нервной системы – на его пути встает непреодолимый для этой молекулы гематоэнцефалический барьер, и пополнение запасов медиатора происходит опосредованно. Для этой цели можно использовать молекулу, практически идентичную дофамину, но имеющую несколько иные свойства, которые позволяют ей проникнуть в ЦНС. Хотя такое соединение, получившее название L-дофа, в значительной доле случаев превращается в печени в дофамин, некоторое количество молекул поступает в головной мозг и весьма активно выполняет функцию передаточного звена внутримозговых проводящих путей.

Помимо улучшения доставки медиатора в нервные структуры, можно изменить и процессы утилизации дофамина с помощью ферментативных реакций. За инактивацию этой сигнальной молекулы отвечают два фермента – моноаминоксидаза и катехол-О-метилтрансфераза. Ряд лекарственных препаратов снижают активность этих соединений, уменьшая расход молекулы, столь ценной для нервной системы больного. Кроме того, с помощью лекарственных средств можно повысить количество медиатора, уменьшив его обратный захват нервной клеткой, параллельно повышая чувствительность нейрона к действию сигнальной молекулы.

Болезнь Паркинсона характеризуется, кроме всего вышеперечисленного, нарушением соотношения медиаторных систем – холинергической и дофаминергической, что, вероятно, и становится одной из причин тремора. В связи с этим современная тактика лечения заболевания включает в себя использование препаратов, понижающих эффекты, характерные для деятельности холинергической системы, и уравнивающая баланс двух систем передачи информации.

Хирургическое вмешательство включает в себя два подхода: разрушение тканей патологического очага или стимуляцию подкорковых структур. Разрушение какой-либо структуры имеет под собой ряд четких показаний: прежде всего, это неэффективность медикаментозного лечения. При этом разрушение бледного шара проводят при преобладании двигательных нарушений, а для лечения тремора разрушают одно из ядер таламуса. Операция на бледном шаре имеет крайне низкий процент осложнений, в отличие от уничтожения ядра таламуса, где суммарный процент нежелательных последствий составляет около 69%.

Методика стимуляции подкорковых ядер отчасти аналогична установке кардиостимулятора: к пораженным образованиям подводят тонкие электроды, через которые пропускают электрический ток небольшой амплитуды. В это время пациент находится в сознании и сообщает о характере ощущений при различных параметрах стимуляции. По достижению надлежащего результата к электродам присоединяют коннекторы и сам нейростимулятор, размещаемый под кожей несколько ниже ключицы. Впоследствии пациент способен сам регулировать параметры стимуляции в зависимости от характера требуемых движений.

Развитие генной инженерии и клеточных технологий привносит в лечение болезни Паркинсона принципиально новые методы. Известно, что в 2011 году в ходе клинических испытаний подтвердилась целесообразность пересадки выращенных нервных клеток на место поврежденных. Предпринималась также попытка ввести в нейрон генетический вектор, который бы позволил непосредственно влиять на биохимические процессы внутри головного мозга.

Последние исследования молекулярной природы болезни Паркинсона дают новую пищу для размышлений. На примере лабораторных животных была показана прямая взаимосвязь уровня выработки белка под названием альфа-синуклеин и развитием симптомов, характерных для наследственной формы этого заболевания. На основании этого учеными была получена вакцина, вызывающая подавление синтеза этого вещества за счет выработки высокоспецифичных антител. В данный момент проводятся клинические испытания «прививки от Паркинсона», итоги которого подведут к 2020 г.

Предыдущая
Предпринимателям Алтайского края расскажут о финансово-кредитной поддержке бизнеса
Следующая
Алтай-Кокс организует летний оздоровительный отдых для детей заводчан