По расчетам исследовательского холдинга «Ромир» и специалистов РАНХиГС, в первом полугодии цены на потребительские товары, услуги ЖКХ и бензин выросли на 4,4%. Это почти вдвое меньше, чем рост цен по данным Росстата (8,6%). Дело в том, что эксперты используют отличную от официальной методологию.
«Ромир» проводит панельное исследование: наблюдает потребительское поведение одних и тех же домохозяйств с определенными интервалами. Под домохозяйством понимается группа людей, которая делит одну жилую площадь и имеет совместную систему потребления – как правило, семья. Всего в исследовании принимают участие более 10 тыс. потребителей в 52 городах России, население которых превышает 10 тыс. человек.
Участники сканируют штрих-коды товаров, которые приносят домой. В неделю в рамках мониторинга совершается около 80 тыс. покупок в розничных торговых точках: гипермаркетах, супермаркетах, универсамах, магазинах и других. За месяц – 200 тыс.
Основываясь на полученных данных, аналитики «Ромира» и РАНХиГС отслеживают цены не товарных групп, а отдельных товаров, и выделяют во всех наиболее распространенных группах (продукты питания, промтовары, лекарства, корм для домашних животных, алкоголь и табак) – позиции, которые попадают в корзину максимальной доли домохозяйств – всего 156 штук.
За счет этого оценка «Ромира» отражает цену, которую реально платит потребитель, а не средний уровень стоимости товаров на прилавках. Таким образом, более скромный по сравнению с данными Росстата рост цен в первом полугодии 2015 года эксперты объясняют тем, что россияне переходят в режим экономии и используют стратегию поиска лучшей цены.
Аналогичный вывод в начале июля сделали аналитики Sberbank CIB в регулярном отчете «Потребительский индекс Ивановых». По их оценкам, среднее количество розничных сетей, в которых люди совершают покупки, растет: с 2,3 в четвертом квартале 2014 года до 2,9 в первом квартале 2015 года. «Это говорит о том, что потребители продолжают искать более низкие цены, и данную тенденцию подтверждают показатели нескольких розничных сетей, отмечающих прирост числа покупателей, приобретающих только товары со скидкой», – говорилось в отчете Sberbank CIB.
Зато накопленная за несколько лет потребительская инфляция, по оценкам «Ромира», оказалась выше официальной. По данным Росстата, с января 2008 года по первое полугодие 2015 года она составила 95%, по оценкам «Ромира» – 102%. Более того, индекс роста цен «Ромира» в течение всего периода наблюдений стабильно превышал официальный.
Цены на бензин, по оценкам Росстата, с января 2008 выросли к концу первого квартала 2015-го на 56%, на услуги ЖКХ – на 111%. Стоимость продовольственных товаров увеличилась на 108%, однако колебалась сильнее двух других категорий.