Центр ОНФ по независимому мониторингу исполнения указов Президента «Народная экспертиза» провел мониторинг «горячих линий» в 85 регионах. В ходе мониторинга, эксперты проверяли существует ли в регионе «горячая линия» телефонной связи с социальными органами и насколько эффективно она работает.
В результате мониторинга выяснилось, что в 37 регионах единой «горячей линии» телефонной связи с социальными органами попросту не существует. Еще в 7 регионах телефоны «горячей линии», указанные на сайтах социальных органов, не действуют – соединение не устанавливается. В 3 субъектах на официальных сайтах социальных органов разместили информацию об общероссийском «Едином социальном телефоне» по оказанию информационно-консультационных услуг «8-800-555-0-222». Однако и этот номер оказался нерабочим.
Исчерпывающую и оперативную консультацию о видах социальной помощи и мерах социальной поддержки удалось получить по «горячей линии» всего в двух субъектах: республике Татарстан и республике Северная Осетия – Алания. В 24 регионах при звонке как на указанные «горячие линии», так и при звонке непосредственно в департаменты/министерства социальной защиты была предоставлена консультация о видах социальных услуг и телефонные номера поставщиков социальных услуг региона. В других субъектах при звонке на «горячую линию» телефонной связи обращения граждан либо автоматически регистрируются, а затем передаются компетентному специалисту для «последующего информирования граждан», либо звонки переадресовываются на номер отдела, занимающегося вопросами социальной политики и нормативно-правовым регулированием в данной сфере, либо звонившему предлагают прийти на прием в районные социальные органы, чтобы составить договор и индивидуальную программу предоставления социальных услуг.
«Данные мониторинга, который провел Центр свидетельствуют о том, что поручение главы государства об организации работы «горячей линии» телефонной связи с уполномоченными органами в сфере социального обслуживания выполнено не в полном объеме, и темпы его исполнения являются явно недостаточными. Более того, в регионах, где «горячая линия» работает, выявлена недостаточная подготовка и низкий уровень компетенции сотрудников, а также использование переадресации входящих звонков к поставщикам социальных услуг или иные организации для получения разъяснений», – сообщил руководитель Центра ОНФ «Народная экспертиза» Николай Николаев.
С 1 января 2015 года вступил в силу Федеральный Закон «Об основах социального обслуживания граждан в РФ», принятый в рамках исполнения указа Президента РФ. В законе определены основные принципы социального обслуживания, формы социального обслуживания, виды социальных услуг и условия их предоставления.