К числу мер по профилактике коррупции относится антикоррупционная экспертиза нормативных правовых актов.
Прокуратурой края в 2014 году и за 4 месяца 2015 года проведена антикоррупционная экспертиза свыше 20 тыс. нормативных актов и свыше 15 тыс. их проектов, в ходе которой выявлено 315 актов и 143 их проекта, содержащих коррупциогенные факторы
В целях исключения из них норм, способствующих созданию условий для проявления коррупции, принесено 142 протеста, внесено 170 требований, направлено три заявления в суд.
В результате вмешательства органов прокуратуры края коррупциогенные факторы исключены из 302 нормативных правовых актов, остальные меры прокурорского реагирования в настоящее время не рассмотрены.
Анализ практики реализации полномочий по проведению антикоррупционной экспертизы показал, что наибольшее количество коррупциогенных факторов органами прокуратуры края выявлено в актах, регулирующих правоотношения в сфере прав и свобод человека и гражданина – 81% от общего количества нормативных правовых актов, содержащих коррупциогенные факторы.
В большей степени положения нормативных правовых актов и их проектов содержали такие коррупциогенные факторы, как широта дискреционных полномочий, позволяющая должностному лицу действовать по усмотрению в зависимости от обстоятельств, отсутствие или неполнота административных процедур.
Прокурором Смоленского района в связи с наличием коррупциогенного фактора внесено требование на постановление администрации района от 25.12.2013 №1296 «Об утверждении положения о порядке взимания и распределения родительской платы за присмотр и уход за детьми в муниципальных образовательных организациях Смоленского района, реализующих образовательные программы дошкольного образования.
Муниципальный правовой акт предусматривал право учредителя образовательных учреждений снижать либо вообще не взимать родительскую оплату с отдельных родителей. При этом случаи, категории родителей, в отношении которых может быть принято данное решение, а также основания и порядок его принятия в нормативном правовом акте отсутствовали.
По результатам рассмотрения требования коррупциогенный фактор исключен из нормативного акта.
прокурором Локтевского района коррупциогенный фактор выявлен в решении Локтевского районного Совета депутатов №72 от 25.10.2013 «Об утверждении коэффициентов, применяемых при расчете годовой арендной платы за использование находящихся на территории Локтевского района земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена».
Нормативным актом установлены дифференцированные ставки арендной платы за земельные участки, расположенные в одном населенном пункте, имеющие одну категорию, один вид разрешенного использования.
Как установил прокурор, при определении данных ставок анализ и оценка экономических, природных и иных факторов, влияющих, в том числе, на уровень доходности земельного участка в конкретной зоне, без чего сам смысл дифференциации средней ставки земельного налога по местоположению и зонам территории города искажается, не проводился.
Устанавливая различные коэффициенты за земельные участки одного типа в границах муниципального образования Локтевский район, представительный орган допустил выборочные изменения прав в отношении пользователей земельных участков указанной категории.
Прокурором района в представительный орган внесен протест, который был отклонен, что в свою очередь послужило основанием для обращения в суд.
Решением Локтевского районного суда от 11.06.2014 требования прокурора удовлетворены, положения нормативного правового акта в части установления ставок арендной платы признаны недействующими.
Судебной коллегией Алтайского краевого суда решение суда в части наличия коррупциогенного фактора оставлено без изменения.
Установление единого перечня документов, необходимых для предоставления услуги, вариативное установление возможности предоставления тех или иных документов по собственной инициативе заявителя не соответствует требованиям определенности, ясности и недвусмысленности юридических норм, и по сути является коррупциогенным фактором (Определение Верховного Суда РФ от 13.11.2013 №48-АПГ13-13).
В целях исключения коррупциогенного фактора, определения перечня документов, которые заявитель обязан представить при оказании муниципальных услуг, а также документов, которые орган местного самоуправления запрашивает самостоятельно, горрайпрокурорами внесено 28 требований и принесено 12 протестов. По результатам рассмотрения мер прокурорского реагирования из муниципальных актов коррупциогенные факторы исключены.
Федеральным законом «Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов» №172-ФЗ от 17.07.2009 обязанность по проведению антикоррупционной экспертизы возложена и на соответствующие органы, организации и должностных лиц в отношении издаваемых ими актов.
В 2014 году по фактам бездействий органов местного самоуправления по исполнению указанной обязанности внесено 131 представление, направлено в суд 1 исковое заявление, к дисциплинарной ответственности по инициативе прокуроров по результатам рассмотрения внесенных представлений привлечено 59 муниципальных служащих.
Зачастую выявить коррупциогенный фактор в нормативных правовых актов возможно при изучении практики его применения, поэтому большое значение для органов прокуратуры имеют обращения граждан и юридических лиц о наличии подобных факторов в актах, с которыми они столкнулись при реализации принадлежащих прав. Сообщить об этом можно непосредственно на адрес электронной почты прокуратуры края.
Прокурор отдела по надзору за исполнением законодательства о противодействии коррупции Светлана Бобырева