Поиск

Ко Дню города: Как строили Алтайскую железную дорогу

В 2015 году исполняется 100 лет Алтайской железной дороге. О том, как шло ее строительство, рассказала доцент кафедры отечественной истории Алтайской государственной педагогической академии, кандидат исторических наук Татьяна Андреева.

В марте 1912 года император Николай II учредил устав Общества Алтайской железной дороги. Крупнейшими акционерами выступили французские «Генеральное общество», «Лионский кредит» и другие банки. С российской стороны - Учетно-ссудный банк, Торгово-промышленный банк, Азовско-Донской банк. Местные предприниматели Алейников и Аверин – владельцы знаменитого барнаульского «небоскреба», в котором одно время находилось управление Алтайской железной дороги; Арцибашев и Лапицкий, Масюков, Линда выступали в качестве крупных подрядчиков. Они выполняли многомиллионные строительные заказы.

По уставу предприятия железная дорога должна была принадлежать акционерам 81 год, по истечению этого времени ее должно было выкупить государство. Но вскоре после Октябрьской революции ее национализировали.

Строительство дороги началось 1 июня 1913 года одновременно от Новониколаевска и Семипалатинска. В сентябре 1915 года в Новониколаевске уже работала комиссия по приемке дороги в эксплуатацию. К этому времени была построена вся 751 верста пути от Новониколаевска до Семипалатинска с веткой Алтайская – Бийск. Железную дорогу сдали в эксплуатацию на 13 месяцев раньше предусмотренного срока. Это было неслучайно: за досрочную сдачу устав акционерного общества предусматривал солидную премию из части запасного капитала.

Самым сложным было возведение моста через Обь в Барнауле. Камень для быков доставлялся на подводах из Чарышского карьера. На месте его тщательно обтесывали, для раствора использовались особе сорта цемента. Инженеры-путейцы были, в основном, поляки. Строительством моста через Обь руководил инженер Делебовский.

Вторым наиболее сложным участком было строительство двухверстной железнодорожной выемки в Барнауле. Огромное количество земли было вывезено, в основном, на тачках, дальше, за город, – на подводах. На земляных работах использовался экскаватор, но он часто ломался.

Строительство железной дороги оказало большое влияние на развитие экономики и социальной жизни в крае. В Барнауле были построены вокзал, который существует до сих пор, Главные железнодорожные мастерские, оборотное депо на шесть стойл (в нем можно было ремонтировать шесть паровозов). Уже во время строительства возникли медслужба железной дороги, школа, техническое училище для подготовки специалистов среднего звена.

Предыдущая
Ко Дню города: Что осталось в Барнауле с демидовских времен
Следующая
Россельхозбанк предлагает ипотеку по двум документам