Из 83 регионов стратегии регионального развития разработаны лишь в 70. Лучшие примеры — Нижегородская и Воронежская области, а также Краснодарский край. Впрочем, эксперты признают, что полноценно планировать развитие региона местным властям пока трудно: во-первых, из-за недостатка федеральной законодательной базы, а во вторых, из-за постоянной нехватки бюджетных средств, которые преимущественно тратятся на текущие нужды и не откладываются в стратегическую копилку, пишет сегодня РБК daily.
Вчера в рамках форума «Стратегическое планирование в регионах и городах России» были подведены итоги конкурса стратегий социально-экономического развития среди российских регионов. Работу губернаторов оценивали по пяти критериям: стимулирование инновационной активности, создание условий для развития малого и среднего бизнеса (МСБ), обеспечение инвестиционной привлекательности, усиление социальной защиты населения и поддержка региональных рынков труда, совершенствование систем стратегического и территориального планирования. В тройке лучших оказались Нижегородская область (первое место), Краснодарский край (второе место) и Воронежская область (третье место).
Впрочем, результаты конкурса являются ориентировочными, говорит руководитель экспертной группы конкурса стратегий и заведующий кафедрой государственного регулирования экономики РАНХиГС при президенте Владимир Климанов. «Сказать однозначно, что один регион — лидер, а другой — отстающий, неправильно. К примеру, Татарстан — явный лидер по инновационным показателям, но у него нет стратегии. Это же не значит, что он отстает», — добавляет он.
Такого же мнения придерживаются и в Минрегионе. «У многих регионов стратегии от 2006 года. А указ президента от 2009-го. Все стратегии разные, сравнивать их нельзя. Идеальной «дорожной карты» даже на федеральном уровне пока нет», — поясняет директор департамента стратегического планирования Минрегиона Елена Чугуевская.
Всего на данный момент стратегии регионального развития разработаны во всех 83 субъектах, утверждены только 70 из них. Как обещает замминистра регионального развития Валерий Гаевский, работа над документами должна быть завершена до конца текущего года. Однако регионы заявляют о целом ряде проблем, с которыми они сталкиваются при разработке стратегий. Так, по словам заместителя губернатора Ярославской области Александра Краснова, в первую очередь особые трудности субъекты испытывают из-за отсутствия соответствующих федеральных документов. «Регион сам вынужден заниматься разработкой таких документов. Причем стратегия субъекта чаще всего не интегрирована с процессами управления регионом», — говорит чиновник. Еще одним существенным препятствием является отсутствие бюджетных ресурсов. «70% бюджета регионов уходит на текущие обязательства», — добавляет он.
«Мы сделали анализ соответствия региональных стратегий по критериям, которые позволяют оценить готовность встраивания (стратегий субъектов) в единую систему стратегического планирования. Из 16 проанализированных документов ни один не был готов к встраиванию. Оценка проводилась по таким критериям, как этапы реализации, сценарии и другие», — сетует Ирина Гришина из ГНИУ «Совет по изучению производственных сил» (институт делал исследование по готовности региональных стратегий для Минрегиона).