Таджикистан продлил договор на размещение российской военной базы №201 до 2042 года: арендная плата символическая, статус военнослужащих дипломатический. Ответный реверанс: рабочие визы таджикам (их денежные переводы на родину составляют половину ВВП страны) будут выдаваться теперь на три года.
Конец прошлой рабочей недели Владимир Путин провел в Душанбе. Баннеры приветствовали президента России и провозглашали дружбу между народами. О визите к президенту Таджикистана Эмомали Рахмону Владимир Путин договорился еще в мае на одном из первых мероприятий в статусе президента России — неформальном саммите глав СНГ.
В пятницу президенту Таджикистана Эмомали Рахмону исполнилось 60 лет. Владимир Путин прибыл в Душанбе накануне вечером, отужинал с Рахмоном в неформальной обстановке и подарил снайперскую винтовку. Официальная программа, включая церемонию встречи с почетным караулом, началась только 5 октября. «Я всегда знал, что вы человек мудрый — пригласили в свой день рождения, заманили буквально, знали, что не сможем вам отказать и подпишем все документы, как вам надо», — улыбался российский президент.
Главный из подписанных документов — новое соглашение о пребывании российской военной базы №201 в Душанбе до 2042 года с возможностью пролонгации на пять лет (действующее истекает в октябре). Важно, что военнослужащие и их семьи фактически получат статус дипломатов, рассказал помощник президента Юрий Ушаков. У них будет иммунитет от обысков, изъятий личного имущества, они будут вне юрисдикции Таджикистана. Правда, как пояснили РБК daily в российской делегации, статус приравнен к административным служащим диппредставительств, а значит, вне юрисдикции они будут только «при исполнении». «Арендная плата за размещение базы будет символической», — говорит Юрий Ушаков.
Ответный реверанс — упрощение миграционного режима для граждан Таджикистана. По словам Владимира Путина, теперь соседи смогут получить рабочую визу на три года и пребывать без регистрации на территории России до 15 суток. «На данный момент разрешение на работу дается на срок от трех месяцев до года, а без регистрации можно находиться несколько дней», — пояснили РБК daily в российской делегации.
«При работе над соглашением о мигрантах учитывался ход переговоров по другим документам», — не скрывают взаимосвязи между документами в Кремле. Только официально на территории России находятся 1,13 млн таджикских рабочих. Деньги, которые они здесь зарабатывают, — важный фактор стабильности на их родине. В прошлом году они выслали семьям около 3 млрд долл. — это почти половина ВВП Таджикистана. «Нелегальных мигрантов как минимум столько же», — оценил один из чиновников.
Конкретика в кипе подписанных документов (среди прочих был тот, что касался поставки российских нефтепродуктов) только по военной базе и мигрантам, рассказали РБК daily в российской делегации. «Все остальное — меморандумы», — пожал плечами собеседник. Военная база нужна Таджикистану, граничащему с Афганистаном, не меньше, чем России. Охранять эти 1,5 тыс. км (таджикская граница с Афганистаном — фактически граница всего СНГ) затратно для бюджета республики и затруднительно для ее армии. Для России потеря Таджикистана равносильна потере всей Центральной Азии, уверены местные политики. Военная база в Таджикистане — крупнейшая сухопутная база за пределами России (около 7 тыс. российских военных).