Протодиакон Русской Православной церкви Андрей Кураев заявил в прямом эфире радиостанции "Маяк", комментируя внесенный в Госдуму законопроект об ужесточении наказания за оскорбление религиозных чувств, что его спешное принятие может привести к тому, что "мы становимся заложниками гопников, тех, кто хочет покричать".
КУРАЕВ: Я не понимаю, зачем такая спешка, вот по-хорошему, по-умному. Хорошо, есть задача, давайте добьемся того, чтобы вот эта статья была проанализирована. Ну, по-моему, мне кажется, надо сделать так. Первое. У нас в стране при всей нашей официальной западофобии, тем не менее, для московской особенно публики очень важно: а что на западе? Ну, составьте досье: а что в Германии, что во Франции, в Великобритании? Там есть же соответствующие законы. Расскажите подробно в СМИ, опубликуйте аналитические записки, депутатам тем же раздайте. Речь идет о том, чтобы быть понятными людям светских убеждений. А для них все-таки западный опыт значим, политический западный опыт, правовой опыт.
Второе. Это тот случай, когда лучше сначала принять подзаконные акты, а потом закон. Ну, не в смысле юридически принять официально, а чтобы был пакет документов. Вот важнейшие из них - определения. То есть нет ничего сложного: быстро ткнул пальчиком в компьютере текст закона и исправил, вместо "штраф 500 рублей", скажем, "штраф миллион рублей", или "принудительные работы", или "три года". Это очень легко - поправить одну фразу в законе. А вы, кроме этого, дайте определение: что значит "религиозные чувства"? Вот, знаете, я выпускник кафедры научного атеизма МГУ, меня учили в советские годы: никаких религиозных чувств не существует, это обычные чувства, просто направленные на фантомный объект. Мне так рассказывали советские религиоведы. Они уже исчезли, их переубедили, этого нет в светском религиоведении.
То есть, во-первых, пусть религиоведы и психологи дадут сегодня работающую и консенсусом, научным консенсусом принятое определение, что есть религиозные чувства. Второе - что есть оскорбление: где граница критики, пародий, карикатуры, оскорбления. Вот когда это будет четко разложено, давайте принимать статью. А без этого мы делаемся заложниками тех, кто хочет покричать, гопников.