Поиск

Минюст даст определение политики

До конца октября Минюст должен принять подзаконные акты, регулирующие контроль над некоммерческими организациями, подпадающими под новый закон об «иностранных агентах». По мнению правозащитников, эти правила будут важнее, чем основной документ.

Закон об «иностранных агентах», принятый в конце июля, должен вступить в силу 23 ноября. Минюст должен сформулировать подзаконные акты, по которым он будет функционировать. Несмотря на резкие заявления от многих известных НКО о бойкоте нового закона, на конфронтацию с министерством большинство правозащитников не настроены. По словам эксперта «Движения за права человека» Евгения Ихлова, правозащитники полагают, что на Минюст будут оказывать давление, требовать от него ре­прессивных мер, тогда как сами чиновники Министерства юстиции не будут к этому стремиться: им не хочется попадать в аналоги «списка Магнитского».

Представитель одной из известных НКО, взаимодействующий с чиновниками, на условиях анонимности рассказал РБК daily, что в министерстве планируют выпустить разъяснение о том, что значит «политическая деятельность НКО» — именно это определение вызывает много вопросов у правозащитников. Не исключено, что политологи могут давать разные определения положения закона, что серьезно отразится на судьбе российских НКО.

Также известно, что чиновники ведомства пока прорабатывают список документов, которые НКО должны подавать, если захотят «записаться в агенты». Распоряжения Минюста определят, возможно закрытие организации или же только приостановка ее деятельности, в каких случаях должна наступать административная, в каких — уголовная ответственность. Определить, сколько раз нужно проигнорировать распоряжение Минюста, дабы стать «злостным нарушителем», будет ли министерство приостанавливать деятельность организации без решения суда — от всего этого принципиально зависит, насколько жесткой будет практика его применения.

По сведениям собеседника РБК daily, чиновники хотят сформулировать правила к концу октября, но не исключается, что работы окажется слишком много, процесс затянется, и первые реальные шаги по новому закону начнутся с 2013 года. Правозащитники связывают это с расплывчатостью определений, данных в законе.

По словам председателя юридической ассоциации «Агора» Павла Чикова, важным решением Минюста станет то, будет регистрировать «иностранных агентов» центральный аппарат министерства или региональные отделения. В первом случае по всей России будет вестись единая политика в отношении НКО, во втором она будет зависеть от региональных чиновников.

Г-н Чиков отмечает, что в законе нет процедуры снятия организации с «агентского учета» и она должна быть сформулирована. Непонятно, в каких случаях на НКО будут накладываться штрафы за несоблюдение этого закона: при реальном применении максимально возможных финансовых видов наказаний государство сможет разорять неугодные НКО.

«Агора» уже провела семинары для НКО в Нижнем Новгороде и Санкт-Петербурге, а также планирует организовать аналогичные в Перми, Новосибирске и Воронеже о возможных стратегиях в рамках нового закона, но до появления распоряжений Минюста юристы не хотели бы разглашать их. Вчера РБК daily не получила ответ от пресс-службы Минюста о том, как идет работа над правилами для «НКО, выполняющих роль иностранного агента».

Предыдущая
Выездное заседание антинаркотической комиссии Алтайского края состоится сегодня в Камне-на-Оби
Следующая
Объем производства растительного масла в Алтайском крае увеличился в 1,8 раза