Партия РПР-ПАРНАС во главе с Борисом Немцовым, Владимиром Рыжковым и Михаилом Касьяновым зарегистрирована в Минюсте. Ранее в Минюст отправилось заявление на регистрацию оппозиционной партии «Народный альянс» во главе с соратниками Алексея Навального. Большого успеха эксперты не предрекают ни одному из этих проектов.
Регистрация РПР-ПАРНАС не стала сюрпризом ни для ее членов, ни для общественности. После решения ЕСПЧ о восстановлении регистрации Республиканской партии Владимира Рыжкова решение Минюста было вопросом времени. На учредительном съезде партии в июне было принято решение создать РПР-ПАРНАС на платформе РПР. Признанная Минюстом партия объединяет РПР, движение «Солидарность» и Российский народно-демократический союз.
Во вторник Минюст получил документы на регистрацию другой оппозиционной партии — «Народный альянс». Ее возглавили соратники Алексея Навального — руководитель фонда борьбы с коррупцией Владимир Ашурков, координатор проекта «Росвыборы» Георгий Албуров и независимый депутат екатеринбургской гордумы Леонид Волков. Сам Навальный ни в «Народный альянс», ни в другую партию вступать не намерен, но приветствует инициативу сторонников.
Обе партии сразу получили в Интернете и блогосфере славу «конкурирующих». Впрочем, как рассказал РБК daily Борис Немцов, никакой борьбы между объединениями нет. «Я знаю многих ребят из «Народного альянса» и думаю, мы с ними можем спокойно сотрудничать, в том числе создавая коалицию на выборах, выдвигая единые списки кандидатов и принимая участие в совместных протестных акциях», — отметил политик.
В то же время политбюро РПР-ПАРНАС в среду приняло решение отказаться от участия в выборах в оргкомитет протестных действий, не согласившись с предложенной системой выборов. Однако не все члены партии согласились с таким решением. «Коллеги по РПР-ПАРНАСу не согласились с процедурой выборов, но я считаю, что эта позиция ошибочна, и голосовал против этого решения, так же как и Илья Яшин», — объяснил Борис Немцов. По его словам, основные принципы новой партии демократические, поэтому ее члены могут не соглашаться с решением политбюро. Поэтому и г-н Немцов, и г-н Яшин собираются принимать участие в выборах в оргкомитет.
Споры вокруг системы образования оргкомитета подняли в Интернете обсуждение скорого раскола оппозиции. «Процедура выборов несовершенна, можно по этому поводу спорить, но если за нее проголосовало 50 тыс. человек, то это кое-что значит, а демарши действительно раскалывают оппозиционное движение. Это не лучший вариант», — подчеркивает Борис Немцов.
«Оба проекта сегодня существуют в тестовом режиме и показывают, что чем дальше идет структурирование внутри оппозиции, тем больше обнажаются те противоречия, которые всегда были, но которые незаметны на фоне общего движения», — отмечает президент фонда «Петербургская политика» Михаил Виноградов. По его словам, процесс структурирования приводит к дроблению, но на вопрос, насколько необходимо такое структурирование внутри оппозиции, четкого ответа нет.
«Сделав первый шаг, надо повесить на стенку сертификат о регистрации и строить настоящую партию, но на какой площадке ее строить, пока непонятно. Я боюсь, что наши либералы, как всегда, передерутся друг с другом», — осторожен предправления Центра политтехнологий Борис Макаренко. По его словам, сегодня не существует не только внятной перспективы ни у одной созданной оппозиционной партии в отдельности, но и какой-либо возможности их объединения.