Никита Михалков предложил ввести в школах факультативный курс кинематографа и сформировать программу из ста рекомендованных к просмотру фильмов. Эту инициативу комментирует культурный обозреватель «Вестей ФМ» Антон Долин.
- Пожалуй, это первая за долгие годы инициатива Никиты Михалкова, которую хочется поддержать обеими руками, даже невзирая на то, что любую хорошую идею можно испортить дурным исполнением, особенно в России. А поддержка мысли Михалкова новым министром культуры Владимиром Мединским пока не кажется гарантией того, что предполагаемый проект доведут до ума, а не безнадежно испортят.
С другой стороны, критиковать только потому, что придумал Михалков, а поддержал Мединский, еще глупее. Идея-то отличная: показывать шести-семиклассникам кино. Программа должна стать факультативной, а не обязательной, фильмов в программе будет сто – видимо, для ровного счета.
Какие фильмы, как показывать – все это пока неизвестно, и потому здесь обсуждать нечего. Никита Сергеевич – человек активный, он может список составить и самолично, но, во-первых, дело все-таки слишком ответственное и сложное, проще и логичней будет поручить его команде экспертов – и результат может оказаться ничуть не более спорным, чем, скажем, нынешняя программа по литературе. А во-вторых, кто сказал, что Михалков составит плохую программу?
Даже самый слабый режиссер может оказаться прекрасным зрителем и знатоком – справедливо и обратное: скажем, составляя некоторое время тому назад свою сотню, Стивен Спилберг скромно включил туда только один свой фильм. Плюсы возможного нововведения очевидны. Литература для многих подростков сегодня – тяжкий и непосильный крест, они заранее ненавидят классику за то, что ее приходится читать, а потом еще и сдавать.
Кино же с детства в тех или иных формах знают и любят более-менее все дети. Разумеется, изучение в школе может отбить любовь к чему угодно, но трудно себе представить вменяемого ребенка, который возненавидит Чаплина или Гайдая. Вопрос, действительно, лишь в том, как эту программу составить.
Без Антониони пока обойтись, из Бергмана показать «Седьмую печать», из отечественного непременно «Иваново детство» и «Добро пожаловать или посторонним вход воспрещен». Фантазировать можно долго, но вот кое-что из области наук сравнительно точных: все психологи и социологи утверждают, что дети XXI века не способны воспринимать текстовую информацию в тех же объемах, что и рожденные в ХХ, а визуальные данные они воспринимают гораздо лучше.
Что до классики кино, то она по художественной глубине подчас не проигрывает литературной, а по части доходчивости и превосходит ее. Поэтому сама идея хороша: проблема в том, кто и как будет воплощать ее в жизнь. И это касается не только министерства образования, но и педагогов этого гипотетического курса, которых еще предстоит где-то найти и как-то воспитать.