В преддверье выборов, мне еще совсем юной девушке, которой только недавно исполнилось 18 лет стало интересно узнать побольше о том, как проводятся выборы, что это значит, как выбирать? И, конечно же, первые люди, к которым я обратилась с таким вопросом – это мои родители.
Когда вы голосовали первый раз?
Мама: Я даже не помню, когда я пошла первый раз голосовать…
Папа: Конкретно год и возраст не помню, но голосовал, когда был студентом АГУ.
Как это было?
Мама: Это был праздник для всех. Играла музыка, продавались разные булочки, пирожные. О кандидатах я ничего не знала. В общем, ходили мы туда в основном «потусоваться», покушать, на людей посмотреть.
Папа: Избирательный участок был недалеко от общежития, пошли туда ближе к обеду, проголосовали. Потом в буфете приобрели колбасу и пиво, и обратно, под приобретенные разносолы славить советскую власть.
Но более яркие впечатления остались из детства. На каждые выборы родители ходили и водили меня маленького. Это были выходные, играла патриотическая музыка, работали буфеты, продавали алкоголь. В той серой жизни власть, действительно, создавала для людей праздник. И реально тогда голосовало не менее 80% населения.
Что это значило для вас тогда?
Мама: Ничего
Папа: Это было точно не выполнение какого-то гражданского долга. Это было познание чего-то нового, плюс лишний повод пообщаться с друзьями в общежитии после выборов.
Теперь, по прошествии стольких лет понимаю, что наша избирательная система опять частично вернулась к старым принципам. Существует такой термин «избирательный паровоз». Помню, как мы ходили студентами голосовать за Гейдара Алиева, который баллотировался от Алтайского края в Верховный совет СССР. В то время он входил, наверное, в ведущую пятерку лидеров КПСС. Проживал в Москве. Мы, студенты, извлекли из этого свою выгоду: на одном из экзаменов на сессии я получил тройку и не должен был получать стипендию. Пришла новость, что Алиев приезжает с предвыборным визитом в Барнаул. Мы, трое студентов юрфака пришли к проректору по хоз.части университета и предложили свои услуги по ремонту корпуса на ул. Димитрова 66, зная, что во время визита в Барнаул, Алиев посетит университет. Нам начертили маршрут следования его по этому корпусу и трое суток мы красили и белили в коридоре и в аудиториях. Потом еще лет десять на первом этаже висели, повешенные нами зеркала. Так что в выгоде были все. Алиев избрался в Верховный совет, руководство университета недорого сделало ремонт, а мы за это получали пол года стипендию.
Ходите ли вы на выборы сейчас?
Мама: На предстоящие выборы точно пойду.
Папа: На выборы 4 декабря точно пойду.
Что изменилось в ощущениях от этого процесса?
Мама: Появилось ощущение того, что наш голос ничего не решает, потому что отменили статью против всех, и потому, что уже заранее известен результат выборов.
Папа: Очень много. В Ельцинский период – это были выборы надежды, в период дуумвирата – это пошлое, циничное действо.
Было ли что-то запоминающееся на выборах?
Мама: Очень запомнились выборы, когда выбрали Ельцина. Тогда было сильное противостояние Ельцина и Зюганова. Мы всю ночь не спали, узнавали результаты и надеялись, чтобы Ельцин победил.
Папа: Первые и вторые выборы Ельцина - это были реальные выборы, это были реальные переживания, это были реальные надежды, к сожалению, потом не оправдавшиеся. Не спали всю ночь, по телевидению следили за данными Центризбиркома. Искренне радовались победе Бориса Николаевича.
Вспоминается эпизод из далеких прошлых лет, когда работал чиновником в одном из районов края. Мне тогда еще, молодому человеку, поручили, пожалуй, самый сложный участок в районе на выборах. Это был временный поселок, который в ближайшее время подлежал сносу, соответственно там проживал своеобразный контингент. Требования в то время были, кстати, весьма демократичными, от нас, чиновников, требовали не обеспечение голосования за отдельного кандидата, а только обеспечение явки населения. К двенадцати часам дня, когда мои коллеги по другим селам уже докладывали о 80-ти процентной явке и с чистой совестью усаживались за накрытый стол в администрации района, у меня примерно из 140 проживающих проголосовало только 5 человек и те были членами избирательной комиссии, поэтому пришлось применять неординарный ход: звонить председателю райпо, он срочно направил автолавку (автомобиль, в котором продавались спиртные напитки, колбаса и консервы). Ее поставили не в самом избирательном участке, а на выходе из него, в связи с чем, приобретать продукты мог только проголосовавший. В 13:43 я доложил о 90 % явке населения.
Вы идете на избирательный участок, уже сделав выбор или выбираете прямо там, читая бюллетень, методом "научного тыка"?
Мама: Я заранее знаю, за кого буду голосовать.
Папа: Иду, исключительно, определившись.
Что вы посоветуете мне: идти на выборы или нет? Почему?
Мама: Конечно идти, хотя бы просто для того, чтобы проголосовать.
Папа: Идти надо. Во-первых, чтоб за тебя не проголосовали другие. И во-вторых, чтобы на утро, узнав результаты, почувствовать, что здесь все-таки что-то неправильно.
После разговора с родителями мне стало интересно и любопытно побывать на избирательном участке в день голосования. Изучить процедуру, познакомиться с кандидатами и партиями я решила заранее, чтобы знать, в каком месте поставить галочку и не испортить бюллетень. Потом, мне просто хочется узнать, неужели до сих пор на избирательных участках продают колбасу и пирожные...
Анастасия Прокошина