Сибирь уверенно завоевывает ведущие позиции на зерновом рынке России. Ещё в 2009 году общая посевная площадь зерновых культур в Сибири достигла уровня 1965 года – максимального значения для советских времен, так и не достигнутого во все последующие десятилетия. Львиная доля производства и переработки сибирского зерна приходится на Алтай. Хотя этот регион и входит в зону рискованного земледелия, здесь, по оценкам специалистов, возможно получение урожаев по пятьдесят и более центнеров зерна с гектара. В последние годы в зерноперерабатывающей отрасли на Алтае введены в строй большие промышленные мощности, и в целом картина (во всяком случае, со стороны) выглядит вполне благополучной.
Однако в выступлениях руководителей и ведущих специалистов отрасли в СМИ и в Интернете всё чаще звучат тревожные мотивы. Мощности зернохранилищ и перерабатывающих предприятий используются не полностью, посевные площади под зерновыми культурами увеличиваются недостаточно быстро, и о серьезной конкуренции алтайского зерна и продуктов его переработки на мировом зерновом рынке пока говорить не приходится. Проблема упирается, по общему мнению региональных специалистов, в отсутствие реальных и четких перспектив сбыта продукции.
Засуха-2010: аномальный урок
Хроника сельскохозяйственного сезона 2010 года напоминает репортаж с напряженного и драматического футбольного матча. Успешный сев, состояние озимых оценивается как хорошее, первоначальный прогноз будущего урожая зерновых - 90-96 миллионов тонн. Дождей на европейской территории России нет, и прогноз корректируется, в июле чиновники Минсельхоза уже говорят о 70-75 миллионах тонн. В начале августа Правительство РФ заявляет о временной приостановке хлебного экспорта. В октябре подведен итог – собрано 63 миллиона тонн зерна. С учетом того обстоятельства, что внутреннее потребление в России оценивается в 70-75 миллионов – счет явно «не в нашу пользу». С 1 января 2011 года правительство снимает запрет на закуп зерна и муки за рубежом. Не только резкий запах горящих торфяников остался в памяти о том аномальном лете, но и тревожные рассуждения о провале всей продовольственной политики в стране и о возврате к «позорному хлебному экспорту» 70-80 годов.
Однако у этой драматической хроники есть одна малоизвестная сторона. Засуха поразила в основном европейскую часть России. В Сибири, в частности, на Алтае, в том злополучном году собрали неплохой урожай зерновых. И, в полном соответствии с законами рынка, переработчики зерна воспользовались ситуацией – стали по выгодным ценам поставлять муку в пострадавшие от засухи регионы, благо спрос на их продукцию в прошлом году был огромный.
Но всё хорошее (в данном случае «хорошее» только для одной стороны – алтайских переработчиков зерна) имеет свойство заканчиваться. На дворе – осень 2011 года, урожай почти повсеместно убран и оценивается весьма неплохо, и ситуация на российском рынке производства и переработки зерна резко изменилась. Правительство, намеревавшееся в нынешнем году, как и в прошлом, провести масштабную интервенцию на рынке зерна, стало делать уклончивые заявления о том, что необходимость в подобной акции может и не возникнуть, льготных тарифов на перевозки зерна может оказаться вполне достаточно, и далее в том же духе. Словом, все вернулось «на круги своя» - перед алтайскими переработчиками зерна во всей своей сложности встала проблема сбыта.
Алтай должен «выйти за рамки»
Генеральный директор объединения зерноперерабатывающих предприятий ЗАО «Грана», вице-президент Союза зернопереработчиков Алтая Валерий Гачман считает свой регион лицом всей отрасли в Сибирском федеральном округе. Лидирующее положение позволяет руководителю крупнейшего в Сибири предприятия по переработке зерна реально оценивать ситуацию. По мнению Валерия Гачмана, политика наращивания мощностей зерноперерабатывающих предприятий правильная, следует и дальше ориентироваться на рост урожайности зерновых на Алтае. А в том, что урожайность будет увеличиваться, Валерий Гачман не сомневается. Вопрос в другом – где рынки сбыта для будущих рекордных урожаев? Продажа муки в европейские регионы России затруднена тем, что губернаторы разными путями поддерживают своих, местных производителей. В Сибирском федеральном округе дефицита зерна и продуктов его переработки не наблюдается. Потребление продукции алтайских мукомолов на Севере невелико из-за малочисленности населения.
Альтернативным российскому рынком сбыта алтайского зерна и муки должны стать, считает Валерий Гачман, развивающиеся страны. Это Вьетнам, страны Северной Африки и в первую очередь Индонезия, где есть большой резерв увеличения потребления хлебопродуктов на душу населения. Вопросы экспорта российской муки должны звучать на всех международных переговорах, которые ведет Правительство Российской федерации.