Спортивные самолеты клуба практически выработали свой моторесурс, а осенью заканчиваются сроки на техническую эксплуатацию многоцелевого АН-2, рассказывает 19 августа газета "Алтайская правда". Чтобы поднять машины в небо, нужно их капитально отремонтировать. По самым скромным расчетам, ремонт одного ЯК-52 (а их в клубе восемь), обойдется примерно в пять миллионов рублей. Региональная организация ДОСААФ России, под крылом которой работает БАСК, самостоятельно найти средства просто не в силах. Из других источников предложений по спасению знаменитого на всю страну Барнаульского авиаспортклуба пока, к сожалению, не поступало.
В минувшем году клубу исполнилось 75 лет. У него богатейшая история. Во время Великой Отечественной войны здесь готовили летчиков и парашютистов для фронта. 20 из них были удостоены звания Героя Советского Союза. В мирное время главными задачами авиаспортклуба стали подготовка кандидатов для летных училищ и пропаганда авиаспорта среди молодежи. Клуб получил технику, и очень скоро на Алтае появились первые мастера самолетного спорта. В 80-х годах сюда пришли новенькие ЯК-50, ЯК-52 и ЯК-55, методично совершенствовалась материально-техническая база клуба. Как итог - барнаульские летчики регулярно стали побеждать в зональных соревнованиях, становились призерами всероссийских и даже чемпионами мира. Общий уровень барнаульского клуба настолько вырос, что на его базе проводили тренировки сборной РСФСР, а впоследствии трое наших летчиков вошли в состав главной команды Советского Союза. И в новом веке традиции сохранились. Летчики блистали на всевозможных соревнованиях, а в 2006-м команда в очередной раз стала чемпионом России.
Нынешний начальник БАСК, заслуженный тренер РФ по самолетному спорту, отличник воздушного транспорта России Николай Радостев отмечает, что с тех пор, как в Барнауле было закрыто летное училище, спрос на пилотов упал, практически не поступает финансирование на первоначальную летную и парашютную подготовку. БАСК получает сегодня лишь около 50% необходимого обеспечения. Летное поле и уникальная база требуют неотложной реконструкции, а теперь ко всему прочему закончились моточасы у самолетов.
От безысходности два месяца назад руководство регионального ДОСААФ и авиаспортклуба написали письмо полномочному представителю президента в Сибирском федеральном округе. В нем сказано: "В крае может закрыться целая отрасль, которая работала и привносила свой вклад в становление и развитие Алтайского края... Сейчас стоит открытым вопрос: быть или не быть авиационно-спортивному клубу в Барнауле". Об ответе полпреда не сообщается.
Начальник группы организационно-плановой, военно-патриотической и спортивной работы краевого ДОСААФ Владимир Окороков резюмирует:
- Помочь ему наша региональная организация не имеет возможности, потому как в последнее время сама испытывает финансовые трудности. Дело в том, что в 2010 году был пересмотрен контракт по подготовке специалистов для Вооруженных сил. ДОСААФ является единственным исполнителем госзаказа Министерства обороны. Если раньше на обучение одного водителя-механика компрессорной установки выделялось примерно 29 тысяч рублей, то по новым условиям - всего 13. Другая статья расходов - автодром, основное назначение которого заключается не в подготовке кадров массово-технических профессий, а в обучении специалистов для армии. Полтора года назад налог на землю вырос в четыре с лишним раза. Мы вынуждены содержать автодром на средства, вырученные от собственной коммерческой деятельности.
Есть у ДОСААФ множество других статей расходов. Региональная организация сама проводит и активно участвует в различного рода мероприятиях военно-патриотической направленности: "Зарницах", спартакиадах и спортивных соревнованиях. В том числе по программе "Юный десантник" воспитанники военно-патриотических клубов занимаются парашютной подготовкой и совершают прыжки с самолета. С закрытием авиаспортклуба такой возможности у них не будет.
- В настоящее время клуб держится на энтузиазме летчиков, инструкторов из далекого советского прошлого, - вынужден признать Владимир Окороков. - Этим людям, несмотря на все неурядицы, дороги авиация и все, что с нею связано. Остаемся оптимистами и ищем возможности для выхода из сложившейся ситуации.