Весной этого года ситуация на топливном рынке России была исключительной. Сегодня это признают все эксперты. Напомним, что главными причинами кризиса явились рост цен на нефть по всему миру (в Европе и США стоимость топлива в эти дни побила все рекорды), и драконовские российские налоги. Доля налогов в цене бензина в России составляет 60%! Для сравнения: в США, где бензин стоит приблизительно столько же, сколько у нас, эта цифра на порядок меньше – всего 17,5%. В тех же государствах, где налоги составляют около 60% стоимости топлива (Франция, Италия, Германия, Финляндия Греция, др), цена на него намного выше - в среднем 50-55 рублей за литр. А, к примеру, в Турции (там доля налогов 56,2%) стоимость литра бензина – 73,2 рубля!
К счастью, российские власти вовремя оценили масштаб угрозы и приняли меры, чтобы справиться с ней. Да и сами нефтяники оперативно отреагировали на «бензиновый голод» в некоторых российских регионах. К примеру, нефтеперерабатывающие заводы компании «Газпром нефть» работали со 100-процентной загрузкой. Причем, понимая, какая непростая складывается ситуация, компания не задирала цены, а держала их на разумном уровне. Больше того - продавала топливо по стоимости ниже биржевой, порядка 25-26 тысяч рублей за тонну.
Благодаря совместным усилиям правительства и нефтяников ситуацию удалось стабилизировать. Цены на бензин в июле почти не менялись. У некоторых компаний они даже падали, в частности, «Газпром нефть» в начале июля уменьшила стоимость «народного» 92-го на 500 рублей за тонну, а летнего ДТ – на 600. (Всего, учитывая понижения цен в мае и июне, АИ-92 подешевел на 800, а «дизель» - на 2500 рублей). Сейчас цены «Газпром нефти» на нефтепродукты и в опте, и в рознице являются одними из самых низких на рынке.
Подтверждение этого - рост объема продаж на АЗС компании. Среднесуточная реализация через одну станцию в первом полугодии 2011-го (по сравнению таким же периодом 2010 года) выросла на 32,6%.
– Сегодня наши цены достаточно справедливы. Они ниже, чем в Соединенных Штатах и любой европейской стране, - рассказал в интервью «Интерфаксу» глава ФАС Игорь Артемьев. – Высота этих цен связана не с каким-то монополизмом топливных компаний, а с высокими мировыми ценами.
Исполнительный директор Российского топливного союза Григорий Сергиенко и вовсе считает, что нынешние цены на бензин в России в определенной степени даже занижены.
Нефтеперерабатывающие заводы сегодня не прекращают работу даже во время ремонта и увеличили выпуск топлива. Благодаря максимально возможной загрузке производственных мощностей НПЗ та же «Газпром нефть» в первом полугодии нарастила объем переработки на 12%, а производство бензина выросло на 21,6%.
Кроме того, решено создать резервные неприкосновенные запасы топлива (в том числе зимнего ДТ, нехватки которого были заметны в конце прошлого и начале этого года). Такие переговоры сегодня уже ведут «Роснефтегаз» и «Газпром нефть».
Те нарушения, которые, как определила Федеральная антимонопольная служба, были допущены некоторыми нефтяниками, сегодня исправляются. Так, ФАС уже снял обвинения с компании «Газпром нефть».
Как сообщили в компании, в связи с отсутствием факта нарушений с «Газпром нефти» сняты все обвинения в изъятии с рынка дизтоплива и авиакеросина, а также в установлении монопольно высокой цены на бензины. В части цен на ДТ и авиакеросин компания признала вину и добровольно устранила нарушения.
В ФАС России отмечают, что действия по улучшению ситуации на рынке авиакеросина «Газпром нефть» начала предпринимать еще с середины декабря прошлого года. С начала февраля стала меняться ценовая политика поставки топлива на федеральный оптовый рынок нефтепродуктов. При этом компания обеспечила переход на те виды топлива, которые отвечают новым требованиям технического регламента. По сравнению с первым полугодием 2010-го отгрузка топлива на внутренний рынок в этом году выросла от 20 до 40% (в том числе и в напряженные периоды апреля – мая).
Напомним, проблема в том, что многим нашим нефтеперерабатывающим заводам, чтобы начать выпускать топливо качества, предусмотренного техническим регламентом, нужно было провести масштабную модернизацию. Увы, сделать это в сроки, которые предусматривал техрегламент, удалось не всем.
- Можно отметить «Лукойл» и «Газпром нефть», - считает министр энергетики РФ Сергей Шматко. – Причем «Газпром нефть» я бы выделил особо - эта компания сейчас поставляет на российский рынок практически 25% товарной продукции достаточно высокого класса.
И это неудивительно, учитывая, какие средства «Газпром нефть» вкладывает в в переоснащение своих производственных мощностей – объем инвестиций в программу модернизации НПЗ компании до 2018 года составит около 350 млрд рублей. ). К примеру, Омский нефтеперерабатывающий завод, входящий в структуру «Газпром нефти», уже перешел на выпуск дизельного топлива «Евро-3» - на полгода раньше, чем это предусматривает новый технический регламент. Кроме того, на заводе уже начали выпускать бензин «Супер Евро-98», соответствующий стандарту Евро-5. Напомним, по регламенту у предприятий есть на это еще несколько лет - до 2015 года.
Сейчас уже можно не сомневаться, что работа по модернизации нефтеперерабатывающих заводов продолжится – причем на всех российских НПЗ. В начале июля двенадцать крупнейших нефтяных компаний, в числе которых "Лукойл", "Газпром нефть", ТНК-ВР, "Роснефть", "Башнефть", "Татнефть", "Сургутнефтегаз" и "Русснефть" даже заключили специальное многосторонне соглашение с ФАСом, Ростехнадзором и Росстандартом. Суть его в том, чтобы гарантировать модернизацию российских НПЗ и начиная с 2015 года обеспечить достаточное производство качественного, современного, экологически чистого топлива.