Поиск

Топливного коллапса не будет

Весной этого года ситуация на топливном рынке России была исключительной. Сегодня это признают все эксперты. Напомним, что главными причинами кризиса явились рост цен на нефть по всему миру (в Европе и США стоимость топлива в эти дни побила все рекорды), и драконовские российские налоги. Доля налогов в цене бензина в России составляет 60%! Для сравнения: в США, где бензин стоит приблизительно столько же, сколько у нас, эта цифра на порядок меньше – всего 17,5%. В тех же государствах, где налоги составляют около 60% стоимости топлива (Франция, Италия, Германия, Финляндия Греция, др), цена на него намного выше - в среднем 50-55 рублей за литр. А, к примеру, в Турции (там доля налогов 56,2%) стоимость литра бензина – 73,2 рубля!

К счастью, российские власти вовремя оценили масштаб угрозы и приняли меры, чтобы справиться с ней. Да и сами нефтяники оперативно отреагировали на «бензиновый голод» в некоторых российских регионах. К примеру, нефтеперерабатывающие заводы компании «Газпром нефть» работали со 100-процентной загрузкой. Причем, понимая, какая непростая складывается ситуация, компания не задирала цены, а держала их на разумном уровне. Больше того - продавала топливо по стоимости ниже биржевой, порядка 25-26 тысяч рублей за тонну.

Благодаря совместным усилиям правительства и нефтяников ситуацию удалось стабилизировать. Цены на бензин в июле почти не менялись. У некоторых компаний они даже падали, в частности, «Газпром нефть» в начале июля уменьшила стоимость «народного» 92-го на 500 рублей за тонну, а летнего ДТ – на 600. (Всего, учитывая понижения цен в мае и июне, АИ-92 подешевел на 800, а «дизель» - на 2500 рублей). Сейчас цены «Газпром нефти» на нефтепродукты и в опте, и в рознице являются одними из самых низких на рынке.

Подтверждение этого - рост объема продаж на АЗС компании. Среднесуточная реализация через одну станцию в первом полугодии 2011-го (по сравнению таким же периодом 2010 года) выросла на 32,6%.

– Сегодня наши цены достаточно справедливы. Они ниже, чем в Соединенных Штатах и любой европейской стране, - рассказал в интервью «Интерфаксу» глава ФАС Игорь Артемьев. – Высота этих цен связана не с каким-то монополизмом топливных компаний, а с высокими мировыми ценами.

Исполнительный директор Российского топливного союза Григорий Сергиенко и вовсе считает, что нынешние цены на бензин в России в определенной степени даже занижены.

Нефтеперерабатывающие заводы сегодня не прекращают работу даже во время ремонта и увеличили выпуск топлива. Благодаря максимально возможной загрузке производственных мощностей НПЗ та же «Газпром нефть» в первом полугодии нарастила объем переработки на 12%, а производство бензина выросло на 21,6%.

Кроме того, решено создать резервные неприкосновенные запасы топлива (в том числе зимнего ДТ, нехватки которого были заметны в конце прошлого и начале этого года). Такие переговоры сегодня уже ведут «Роснефтегаз» и «Газпром нефть».

Те нарушения, которые, как определила Федеральная антимонопольная служба, были допущены некоторыми нефтяниками, сегодня исправляются. Так, ФАС уже снял обвинения с компании «Газпром нефть».

Как сообщили в компании, в связи с отсутствием факта нарушений с «Газпром нефти» сняты все обвинения в изъятии с рынка дизтоплива и авиакеросина, а также в установлении монопольно высокой цены на бензины. В части цен на ДТ и авиакеросин компания признала вину и добровольно устранила нарушения.

В ФАС России отмечают, что действия по улучшению ситуации на рынке авиакеросина «Газпром нефть» начала предпринимать еще с середины декабря прошлого года. С начала февраля стала меняться ценовая политика поставки топлива на федеральный оптовый рынок нефтепродуктов. При этом компания обеспечила переход на те виды топлива, которые отвечают новым требованиям технического регламента. По сравнению с первым полугодием 2010-го отгрузка топлива на внутренний рынок в этом году выросла от 20 до 40% (в том числе и в напряженные периоды апреля – мая).

Напомним, проблема в том, что многим нашим нефтеперерабатывающим заводам, чтобы начать выпускать топливо качества, предусмотренного техническим  регламентом, нужно было провести масштабную модернизацию. Увы, сделать это в сроки, которые предусматривал техрегламент, удалось не всем.

- Можно отметить «Лукойл» и «Газпром нефть», - считает министр энергетики РФ Сергей Шматко. – Причем «Газпром нефть» я бы выделил особо - эта компания сейчас поставляет на российский рынок практически 25% товарной продукции достаточно высокого класса.

И это неудивительно, учитывая, какие средства «Газпром нефть» вкладывает в  в переоснащение своих производственных мощностей  – объем инвестиций в программу модернизации НПЗ компании до 2018 года составит около 350 млрд рублей. ). К примеру, Омский нефтеперерабатывающий завод, входящий в структуру  «Газпром нефти», уже перешел на выпуск дизельного топлива «Евро-3» - на полгода раньше, чем это предусматривает новый технический регламент. Кроме того, на заводе уже начали выпускать бензин «Супер Евро-98», соответствующий стандарту Евро-5. Напомним, по регламенту у предприятий есть на это еще несколько лет - до 2015 года.

Сейчас уже можно не сомневаться, что работа по модернизации нефтеперерабатывающих заводов продолжится – причем на всех российских НПЗ. В начале июля двенадцать крупнейших нефтяных компаний, в числе которых "Лукойл", "Газпром нефть", ТНК-ВР, "Роснефть", "Башнефть", "Татнефть", "Сургутнефтегаз" и "Русснефть" даже заключили специальное многосторонне соглашение с ФАСом, Ростехнадзором и Росстандартом. Суть его в том, чтобы гарантировать модернизацию российских НПЗ и начиная с 2015 года обеспечить достаточное производство качественного, современного, экологически чистого топлива.

Предыдущая
Погода в Барнауле сегодня
Следующая
«МегаФон» открывает еще два крупных фирменных салона в Бийске