Учитывая тенденции мирового и европейских рынков, некоторые топливные компании начали снижать оптовые цены на свою продукцию. Так, «Газпром нефть» с начала июля снизила оптовые цены за тонну АИ-92 на 500 рублей (одновременно летнее ДТ подешевело на 500-600 рублей, а авиакеросин – на 700 рублей). Всего же за последние три месяца цена на летнее дизельное топливо «Газпром нефти» упала на 2300-2500 рублей за тонну, а на бензин АИ-92 – на 800 рублей. При этом цены снижаются и на нефтебазах компании: с мая летнее дизельное топливо здесь стало дешевле в среднем 1400 рублей за тонну.
При этом Омский нефтеперерабатывающий завод (одно из самых современных в стране предприятий, входит в структуру «Газпром нефть») в этом году увеличил объем переработки нефти на 7,6% - почти до 10 млн тонн. И это при том, что на заводе сейчас идет масштабная модернизация.
Напомним, с января месяца в стране действует новый технический регламент по топливу, который вводит строгие ограничения по качеству бензина и срокам продажи «Евро-2», «Евро-3» и «Евро-4». Поэтому многие нефтяные компании сегодня проводят масштабное переоснащение своих производственных мощностей. К примеру, только «Газпром нефть» в программу модернизации своих НПЗ собирается вложить почти 350 млрд рублей (с 2007 года на это потрачено уже без малого 65 млрд, до 2013 планируется направить почти 100 млрд рублей, и до 2018 вложить еще больше 180 млрд). Как результат, тот же Омский НПЗ уже сейчас готов выпускать ДТ класса 3 и бензины «Евро-5».
- В плане модернизации НПЗ «Газпром нефть» можно выделить особо – эта компания сейчас поставляет на российский рынок практически 25% товарной продукции достаточно высокого класса, - говорит глава Минэнерго Сергей Шматко. – Кроме того, хорошо дела обстоят у «Лукойла». А вот у «Роснефти» и «Салаватнефтеоргсинтеза» налицо определенные проблемы.
Учитывая непростую ситуацию на отечественных НПЗ и строгий регламент, Министерство энергетики даже предложило на год отменить запрет на реализацию топлива «Евро-2». Это позволит вернуть на рынок порядка 100 тысяч тонн бензина в месяц и снизить цены на него на топливной бирже. Такая мера целесообразна и с учетом планируемого перехода стран таможенного союза на единый техрегламент (к этому пока не готовы НПЗ Казахстана).
Еще одна мера, которая должна окончательно стабилизировать рынок – снижение налогов, доля которых в цене бензина сегодня достигает 60 (!) процентов. С первого января этого года начали действовать новые акцизы на топливо. Если в 2010-ом тонна «Евро-3» и выше облагалась налогом в 3,9 тыс. рублей, то теперь – уже 5,6 тыс., а к 2013 эта цифра составит 9,2 тысяч рублей. Всем известно, что налоговая нагрузка на добычу в России самая высокая в мире, что делает коммерчески неэффективным освоение около 20-30% запасов даже на уже разрабатываемых месторождениях, в традиционных регионах добычи с развитой инфраструктурой. По мнению специалистов, снижение налоговой нагрузки в добыче поможет вовлечь в разработку дополнительные запасы, а выравнивание экспортных пошлин на темные и светлые нефтепродукты одновременно заставит нефтяные компании повышать глубину переработки.