Российские дороги длинные и трудные. Как справляться с мчащейся тройкой, если одна рука занята рожком, в который надо сигналить, как это заведено в Европе? Сибирский тракт — не Елисейские поля, не до церемоний. Потому русские ямщики кричали да свистели, чтобы освободить проезд, пока чья-то умная голова не додумалась привязывать к середине дуги маленький колокольчик. Это произошло примерно во второй половине 18 века. Назвали колокольчик поддужным или ямщицким.
Ямщицкий колокольчик — это своеобразный сигнальный инструмент, который слышен за две версты и должен всех предупреждать о приближении экипажа или возка. Однако как исключительно национальное явление, он за короткий промежуток времени и на долгие годы превратился в часть русской жизни, стал одним из ее символов, поэтизированным и легендарным.
Валдай стал родиной самых известных ямщицких колокольчиков. Город, получивший свой статус в 1772 году, находился на середине самого благоустроенного и самого оживленного тракта России — между Москвой и Санкт-Петербургом.
К середине 20 века в городе Валдае работало три колокольных завода и около сотни кузниц. Предприятие купцов Усачевых, которое свернуло производство лишь в конце 20-х годов прошлого века, в лучшие времена выпускало продукции на 40 000 рублей. И представляющий брокер ему не требовался.
С 1802 года именно валдайские мастера стали наносить на нижний край колокольчиков, который именуется «юбкой», надписи, фиксирующие год, место отливки, имя заказчика или мастера.
В 19 веке поддужные колокольчики отливались в городах и селах Рязанской, Вятской, Тобольской, Нижегородской губерний — как правило, вблизи дороги, которая шла из Москвы через Урал и Сибирь на восток. И, естественно, каждый колокольный завод, каждая мастерская или мастер, вносили что-то свое. В музеях и частных коллекциях хранятся ямщицкие колокольчики — подшейные, поддужные, валдайские, шадринские, сибирские, гречушные, граненые, гладкие, с валиком, с решеткой, резные, с надписью или орнаментом.
Технология изготовления ямщицких колокольчиков от литья колоколов большего размера отличалась: и плавильные печи были другими, и уголь. Даже квас в рецептуре присутствовал — он добавлялся в формовочную землю, а в квасной гуще осветлялись колокольчики из низкокачественной меди. Но ключевым моментом было правильное составление сплава. Мастера литья руководствовались личным опытом и секретами, в которые их посвящали наставники.
Может быть, по этой причине у их зарубежных коллег не получалось отливать такие же звонкие колокольцы. Изделия русских литейщиков вплоть до русскоязычных надписей ими копировались и продавались как оригиналы — выгодный был бизнес. Сегодня любое обучение биржа также производит для извлечения выгоды.
Ямщицкие колокольчики очень быстро стали популярны, и их развелось так много, что в 1836 году вышел законодательный акт, запрещающий использование колокольчиков на вольнонаемных или частных экипажах. На колокольчики имели право только почтовая служба и чиновники земской полиции.
И тогда вспомнили о бубенцах. Небольшие шарообразные колокольчики с несколькими или одной дробинкой внутри с незапамятной поры использовались как украшения, пуговицы, обереги. В частных поездках после запрета на колокольчики стали подвешивать бубенцы — на дуге, на ремнях уздечки, на оглоблях — гроздья бубенцов.
Делали бубенцы из серебра, меди, бронзы, железа, и были они кованые, литые, штампованные. Для бубенцов, которые вешались на шею животного, делали специальную «оправу» из кожи, так называемый аркан, к которому крепилось до 30 бубенцов. Иногда в аркан включали один или несколько не звонких колокольчиков.
Звук у бубенцов воркующий, тихий, за что их прозвали воркунами. А еще — гормотунчиками, балабончиками, позвонцами…
В конце 19 века частный гужевой транспорт был различных видов и мастей, ведь запреты на Руси традиционно действовали плохо, иногда «озвучивали» по 2-3 десятка воркующих бубенцов и несколько громких колокольчиков. Все это скрупулезно подбиралось в лад: самый крупный колокольчик солировал на дуге, ему вторили висевшие по сторонам «колокольчики-подпевалы», а бубенчики аккомпанировали. Звонкоголосие это называлось ямской гармонией и звучало неподражаемо.