По результатам декабрьских опросов фонда "Общественное мнение", Алтайский край лидирует по уровню протестных настроений в стране. Депутат Алтайского краевого парламента, первый секретарь крайкома КПРФ Михаил Заполев связывает это обстоятельство с двумя основными группами причин: общей экономической ситуацией и работой властей по "завинчиванию гаек", пишет Банкфакс
- Масштабное социальное расслоение уже сегодня многократно подняло градус напряженности, в том числе и среди молодежи в стране, - уверен Заполев. - Избиение футбольного фаната в Москве послужило лишь поводом для массовых молодежных акций в целом ряде городов. В Алтайском крае количество подобных поводов растет с каждым днем, но истинной причины таких волнений власти как будто бы и не замечают, предпочитая бороться с последствиями. Причем у нас в массовые акции включается не столько молодежь (которую власти могут обвинить в неразумности или желании "просто потусоваться"), сколько среднее и старшее поколение.
Нужно было сильно постараться, чтобы довольно терпеливые и привыкшие к трудностям жители Алтайского края заявили о готовности выйти на улицы, - отметил Заполев. - В том, что согласно данным всероссийского опроса "Фонда общественного мнения" потенциально 38% населения региона готовы принять участие в акциях протеста (против 22% в среднем по стране) - безусловно, есть "заслуга" и региональных чиновников. Вместо того, чтобы направить все усилия на улучшение ситуации в очагах напряженности в регионе (которых не мало) - они сосредоточились на планомерном уничтожении местного самоуправления (с заменой его на систему подконтрольных назначенцев). Причем, мнение общественности, как показывает опыт, в расчет вообще не берется. Не добавляют региональной власти ни любви, ни авторитета признаки сговора с силовиками и судебными органами, которые используются в борьбе с оппозицией.
Другая группа причин роста протестных настроений связана с тем, что Алтайский край, как аграрный регион, не обладает достаточным объемом полезных ископаемых и тяжелой перерабатывающей промышленности, - продолжил Заполев. - Сельское хозяйство, которое во всем мире является дотационной отраслью, в России получает меньше одного процента от расходной части бюджета страны (против 65% в Японии и 24% в США), а после вступления в ВТО станет получать еще меньше. Больнее всего это ударит именно по тем регионам, где самый большой процент сельского населения. Сокращение сельских школ, училищ и больниц, перевод оставшихся на платную основу приведет к усилению вымирания сельского населения. Люди не могут на это спокойно смотреть, они не согласны добровольно выкапывать себе могилы и ложиться в них, покорно дожидаясь собственной смерти. Реакцию народа на дальнейшее разрушение промышленности в монопоселениях, включая города, так же невозможно заткнуть пресловутым административным ресурсом. Рубцовская голодовка в уходящем году послужила более чем удачным примером эффективной борьбы трудящихся за свои права. В следующем году взорвутся такие очаги напряженности, как "Алтайхимпром" в Яровом, Бурлинский солепромысел, целый ряд территорий которые сегодня замерзают от бездарной политики властей в обеспечении котельных углем и мазутом.
Беспросветная бедность простого народа, беспринципность властей, коррумпированность силовиков на фоне "лубочных картинок" провластных СМИ о том, как у нас в крае все замечательно и какие плохие коммунисты (которые смеют утверждать обратное) - все это не может бесконечно сжимать пружину народного гнева. Если так будет и дальше продолжаться - это закончится неконтролируемыми массовыми акциями по всему краю, и тогда уже милиции придется выбирать, на чьей она стороне. Впрочем, я все еще надеюсь на разумность наших краевых чиновников, - заключил Заполев.