Индустрия отдыха и развлечений в современной России, к которой относятся и парки развлечений, развивается бурными темпами. Все больше с каждым годом открывается парков развлечений, в том числе и в закрытых помещениях. Люди, занимающиеся этим бизнесом, в 2002 году объединились в некоммерческое партнерство «Союз ассоциаций и партнеров индустрии развлечений» (САПИР), чтобы совместными усилиями отстаивать интересы индустрии.
На днях в Санкт-Петербурге завершился очередной, VII съезд САПИР. Мы попросили Президента этой организации, барнаульца Романа Николаевича Романова рассказать о некоторых итогах этого форума. Беседу вела редактор www.barnaul-altai.ru Любовь Некрасова.
Роман Романов – предприниматель, эксперт в сфере парковых развлечений, владелец парков «Солнечный ветер», «Барнаульская крепость», «Экстрим» в Барнауле. В парковом бизнесе с 1994 года. Является родоначальником движения по созданию региональных ассоциаций профессионалов индустрии парковых развлечений. В 2004 году инициировал объединение региональных ассоциаций в САПИР, самое крупное объединение профессионалов паркового бизнеса.
- Завершился 7 съезд САПИР. Каковы основные итоги?
- САПИР жил, САПИР жив, САПИР будет жить :).
Одним из итогов является то, что на сегодняшний день всё больше приходит осознание важности и необходимости ассоциации. Благодаря тому, что есть ассоциация, директора парков начали задумываться: «О! Это как раз та структура, которая поможет им изменить отношение к их паркам, изменить статус парков». Вот это осознание в результате съезда стало ещё более очевидно. Парк это не только качели-карусели, но это и деятельность. Это, если по-старому – культурно-массовая деятельность, по-новому - это шоу-программа, работа со спонсорами. Парк - это комплексное предприятие. САПИР как раз и помогает вырабатывать стандарты для этого сложного механизма, помогает делиться опытом и преодолевать конкретные трудности.
Например, Якутский парк. Там возник вопрос о стандартах в отношении техники, в отношении деятельности. Они стали задавать вопросы: «А какой срок службы оборудования? А правильно ли, что на них «наехали» и заставляют списать это оборудование?» То есть появились такие вопросы, от которых зависит их дело. Они обратились в САПИР, и мы приходим им на помощь, предлагая наши наработки. В то же время они сами берут на себя ответственность и продвигают решение этих вопросов. Для них становится более понятен круг вопросов, которые решает само предприятие (будь то парк, производство и т.д.), и круг вопросов, которые надо решать консолидировано. Это осознание приходит, и порадовало то, что люди сами выступают с инициативой, и сами готовы брать на себя ответственность, добиваться результата, потому что они чувствуют, что им это надо, а в одиночку они этого не сделают.
- Перед началом съезда я вас спрашивала об ожиданиях. Оправдались ли они?
- Оправдались . Во-первых, съезд состоялся. Второй момент, мы проводили его вне территории своего офиса, поэтому были некоторые сложности. Мы планировали, что проводя съезд на территории нового города, мы сможем насытить программу не только пленарной работой, обсуждением проблем и постановкой задач, а сделаем его открытым и познавательным, включив посещение объектов развлечения Санкт-Петербурга в программу, что людям это будет интересно. Наши ожидания оправдались. Всем приехавшим на съезд с самых разных регионов России было интересно посмотреть, поучаствовать и поучиться, как в этом городе идёт развитие развлекательных объектов, каких они достигли результатов, как поставлена работа, какие новации применяются. Потом уже, следующим этапом было само пленарное заседание.
Что не оправдалось – так это, наверное, количество участников. Конечно, я понимаю, что это сезон, многие озадачены вопросами открытия, заказами, которые они получают, активный период. Но хотелось бы конечно, чтобы это мероприятие проходило с большим количеством людей. Реально я предполагал 100-120 участников этого совещания, мы его не достигли. Здесь есть некоторое разочарование.
- Как сильно повлиял кризис на индустрию развлечений?
- Никак. Если брать статистику, то с одной стороны, наблюдалось падение числа посетителей. Где-то больше, а где-то нет, потому что кризис ограничил выезд людей за рубеж. Меньше стали ездить, значит больше стали ходить в парк. С другой стороны, я больше вижу положительных черт, которые принёс кризис. Это муссирование «кризис!, кризис!!, кризис!!!» он паркам, как и всем окружающим, привёл осознание того, что надо действовать. Нельзя сидеть, всё может измениться, всё может поменяться, вчерашний король может стать голым, остаться без государства. Это привело к тому, что многие начали искать различные выходы, предполагая, что, возможно, и его это коснётся.
Второй момент, если брать прошлый год, то парки за счёт сезонности бизнеса в летний период обычно набирают людей, это стало легче делать – выбор был шире и квалифицированнее.
Третий момент – многие парки поучаствовали в государственной программе занятости. Они на летний период заключали договора со службами занятости о дополнительном финансировании этих временно трудоустраиваемых. Это был ещё один дополнительный поток денег, которые парк получил. Поэтому я от кризиса вижу только положительные моменты. По динамике рынка, по моей оценке за 2009 год рынок не уменьшился, а продолжал расти. Процентов на десять он вырос. За счёт того, что у нас всё равно ежегодное изменение цен, по сравнению с 2008 годом мы не уменьшились, мы выросли.
- Какие проблемы сейчас стоят перед отраслью?
Как и 15 лет назад стоит основная проблема – земля, на которой находятся парки. Здесь два сценария развития: каким-то образом вопрос о земле, которая отведена под парки культуры и отдыха будет решаться в отдельных городах. Аренда, льготная аренда, и т.д. Не только территория, где устанавливаются аттракционы, но и «зеленка», т.е. то, что не приносит деньги.
Либо земля будет выделяться под долгосрочные какие-то проекты под развитие парков (это то, что мы видели в 90-х годах в Санкт-Петербурге).
Еще одно направление – развитие закрытых центров развлечений. Там всё очень просто. В конце прошлого года открылся новый парк развлечений в Москве, который на площадях торгового центра выстроил аттракционный комплекс. Выгода в том, что они работают круглый год, в отличие от открытого парка, но зато у него большой риск - изменение арендной платы. При снижении посетителей арендная плата может скушать весь доход.
Говоря о проблемах, хочу отметить потребность в технической политике, и в законодательстве. Мы ожидаем в этом году увидеть «Стандарт по аттракционам». И тут встаёт вопрос об отношениях с государством. За что мы будем отдавать свои голоса и бороться. Это либо часть лиц, которые инициируют создание государственного надзора за нашей отраслью. Это создание федерального закона так называемого «регламента безопасной эксплуатации аттракционов». На сегодняшний день есть уже 11 регионов, в которых существуют всевозможные инспекции, которые контролируют. Т.е. Государство контролирует безопасность эксплуатации. Ну, а остальные 67 регионов ещё не имеют такого. Либо второй сценарий, который возможен – когда ассоциация занимается регулированием своей среды самостоятельно, но по правилам, которые устанавливает государство. Т.е. Создание саморегулируемой организации как в строительстве, которое будет само регулировать себя.
Сейчас дела обстоят очень по-русски – «пока гром не грянет, мужик не перекрестится». Но создание саморегулируемой организации ведет за собой опять же разработку кучи нормативной документации, плюс систему страхования ответственности перед третьими лицами, которой ещё нет. Ну и всей этой системы, как саморегулируемой организации – системы допуска и контроля. Я считаю надо создать такую альтернативную российскую структуру, которая этим бы занималась. А пока многие думают: «то ли это бизнес, то ли благотворительность». При наличии очень большого количества муниципальных парков, у которых не решены вопросы по организационной структуре, по их статусу, по земле и по дальнейшему развитию - то большая проблема. Возможно, сценарий пойдёт по первому варианту, т.е. введение государственного надзора.
- А вам какой больше нравится?
- Мне, конечно второй больше нравится, потому что принять закон, тем более федеральный, это конечно большая задача, такая глобальная, но вот изменить потом – это ещё более большая проблема. Решение её займёт больше времени, если что-то будет принято не так. А любой закон он статичен. Он определяет уровень развития технологии, уровень развития бизнеса сегодня и сейчас. Он не заглядывает на будущее. Поэтому изменять его, когда он устареет, будет очень сложно. Как сейчас: в 2002 году был принят закон о техническом регулировании, которое, собственно определяет всю техническую политику России. И на сегодняшний день уже очень много требований изменить этот закон, но прошло 8 лет, а воз и ныне там. Поэтому конечно более гибкая система, которая могла бы подстраиваться, перестраиваться меня больше устраивает.
- Какие задачи на будущее, может быть планы в ближайшей перспективе?
- Задачи на будущее, если брать если брать среднесрочные, то это провести как следует те мероприятия, которые запланированы на этот год. Это и социально-благотворительная акция «Улыбнёмся солнечному дню», которая в планах стоит 1 июня и 22 августа. В рамках этой акции поднять статус парков и привлечь внимание к проблемам парков за счёт этой акции. Это проведение конкурса «Хрустальное колесо» в этом году. Там введены дополнительные номинации. В прошлом году мы уже ставили в номинации шоу, культурно-массовую работу коллективов, которых мы оценивали, то в этом году мы добавили общепит (кафе на территории парка). Мы поднимаем вопрос: «А какие они должны быть?». На примере вот этих первых, которых мы отмечаем, мы пытаемся на будущее создать определенный корпоративный стандарт: какая деятельность присуща паркам, каким стандартам она должна отвечать и т.п.
В этом году мы затрагиваем такой вопрос, который никогда не трогали – это качество оборудования, которое производят наши российские парки. Мы в рамках конкурса «хрустальное колесо» проводим оценку такого оборудования. В номинациях есть и «лучший аттракцион», который с одной стороны представляют производители, но оценку его будут производить сами парки. Таким образом, мы можем получить открытый публичный срез популярности аттракционов. Шаг в этом направлении – повышение качества выпускаемых аттракционов.
Ещё у нас в планах проведение зарубежных поездок. Это и Рим – европейская выставка аттракционов, это и Америка – участие в выставке в Орландо, естественно посещение парков, встречи с коллегами, обучающие семинары. Уже 4-й год, когда мы видим большой интерес к тому опыту, который прошли те же самые западные парки. Это и реклама, и маркетинг, и очень много используется тех вещей, до которых мы, грубо говоря, пока «не доросли». Этот опыт очень интересен, поэтому мы надеемся, что в этом году соберем хорошую команду на эти зарубежные поездки.
Кроме этого, из текущих задач хотим пересмотреть отношения с самой крупной международной ассоциацией IAAPA, которая хочет выстроить долгосрочные отношения с САПИРом. В прошлом году у нас состоялась первая встреча в Лас-Вегасе, в этом году они приезжали в Москву в феврале. Сейчас Президенту IAAPA я подал свои предложения и мы обсуждаем, как ассоциация может быть полезна нашим членам и чем мы им можем быть полезны.
В планах подготовка и проведение своей выставки в Москве, проведение сочинского совещания, которое проходит как площадка по обмену опытом в сентябре.
Если рассматривать стратегические планы, то это кончено, чтобы САПИР стал крупнейшей ассоциацией парков и производителей аттракционов. Соответственно он должен расти по количеству, в идеале каждый раз удваиваться для того, чтобы парковая отрасль развивалась и процветала.
Любовь Некрасова, Барнаул