Центробанк фактически объявил, что первый этап увеличения прочности отечественной банковской системы за счет увеличения уставных капиталов кредитных организаций подошел к концу. В четверг он отозвал последнюю лицензию у банка, который недотягивал по размерам капитала до положенных 90 млн рублей. Этой сомнительной чести удостоился Объединенный горный банк.
На начало года 22 банка недотягивали по размерам «уставника» до 90 млн рублей. В итоге банки практически равными группами разошлись тремя путями: одни остались на рынке, вторые перешли в другую весовую категорию, а третьи канули в небытие.
Как заявил в четверг начальник департамента лицензирования и финансового оздоровления кредитных организаций ЦБ Михаил Сухов, семь банков нарастили капитал, семь трансформировались в небанковские кредитные организации, семь Центробанк закрыл. Еще один самоликвидировался.
«Закон поспособствовал докапитализации на общую сумму 7,8 млрд рублей», — приводит слова Сухова РИА «Новости».
Остальные 15 организаций так или иначе перестали существовать в качестве банков. Причем о самоликвидации заявил только один банк — Новосибкоопбанк (Новосибирск).
Кто вернет деньги
Четыре из прекративших существование банков — «Арвеста», С-Банк, Новосибкоопбанк и Объединенный горный банк — являлись участниками системы страхования вкладов. Страховые выплаты их вкладчикам (до 700 тыс. рублей) теперь будет осуществлять Агентство по страхованию вкладов (АСВ).
«Суммы, превышающие максимально возможный размер страховой выплаты, будут возмещаться в ходе процедуры ликвидации банков», — говорится в сообщении АСВ.
«Пока подсчитано, во сколько могут обойтись агентству выплаты вкладчикам только двух банков, по двум другим подсчеты закончатся не раньше середины марта», — сообщили корреспонденту «Газеты» в АСВ, но сумму не уточнили.
А на сайте агентства называют только возможную сумму страховых выплат вкладчикам банка «Арвеста» — 1,7 млн рублей, которые могут быть выплачены им через Московский индустриальный банк в Армавире. Выплаты вкладчикам Новосибкоопбанка предположительно будут еще меньше.
«В связи с небольшим числом вкладчиков и незначительным объемом выплат АСВ приняло решение не использовать банк-агент для выплаты компенсации по вкладам Новосибкоопбанка», — сообщило агентство. Выплаты его вкладчикам осуществляются через сибирское отделение АСВ.
Малый бизнес недоволен
Впрочем, как сообщают в Госдуме, основные проблемы в связи с закрытием небольших банков возникают не у физических лиц, а у малого бизнеса.
«Ко мне уже поступило с десяток жалоб от мелких региональных фирм, которые не понимают, почему у их банка, с которым они привыкли работать много лет, отобрали лицензию», — сообщил «Газете» член комитета Госдумы по финансовому рынку Павел Медведев. «И это только начало — жалоб будет больше», — уверен он.
Испытание удвоением
По словам Михаила Сухова, на этом для банков испытания не закончились. «Величина капитала — это рыночный тест, который в ближайшие годы предстоит пройти еще примерно двум сотням банков», — заявил он, напомнив, что с 1 января 2012 года планка капитала повысится в два раза. «Абсолютная величина капитала — это косвенный, но серьезный антистимул для фиктивной капитализации», — подчеркнул чиновник.
В конце февраля глава АСВ Александр Турбанов заявил, что, по его мнению, уже в 2010 году около 150—200 банков окажутся в зоне риска. Он отметил, что АСВ может даже начать страховать вклады юридических лиц.
«Думаю, что сейчас в зоне риска находятся около 100 банков, в том числе и крупные, — говорит глава Ассоциации региональных банков России Анатолий Аксаков. — Их риски связаны с большими объемами просроченной задолженности и отражают общую экономическую ситуацию».
«Что касается требования к повышению уровня капитала в 2012 году, то, скорее всего, все банки, которые захотят его повысить, сделают это», — считает Аксаков.
По его словам, и Банк России, и профессиональные организации «помогут им это сделать». «Мы уже сейчас ведем активные переговоры с инвесторами», — сообщил он.
«Боюсь, что не все смогут до капитализироваться до 180 млн рублей», — говорит Павел Медведев. По словам депутата, поднять капитал до 90 млн рублей банкам было гораздо легче, чем удвоить его.
А вы бы доверили свои деньги маленькому банку?
Иван Грачев, зампред комитета Госдумы по энергетике (фракция «Справедливая Россия»), лидер движения «Развитие предпринимательства»
- Если бы я хорошо знал его историю, то доверил бы. Причем главную роль здесь играет то, как он вел себя во время кризиса. Что же касается идеи об уменьшении числа банков в нашей стране, то я считаю, что насильственно осуществляться она не должна. То есть я думаю, что количество банков и так уменьшится, так же как и количество авиакомпаний. Но выступаю против того, чтобы это делалось искусственным образом. У нас приняты более или менее нормальные гарантии для маленьких вкладчиков, поэтому если кто-то будет банкротиться, то это будет естественный процесс.
Но специально банкротить банки, повторюсь, мне кажется, неправильно. Тем более что когда начинаешь разбираться, то и в случае с банками, и в случае со многими другими структурами выходит, что в маленьких городах может ничего не остаться. Потому что для крупняка это все мелочовка и не выглядит интересным. Там работают мелкие банки, мелкие строительные фирмы и так далее. Именно они часто действуют в подобных городках и делают что-то полезное.
Елена Матросова, директор центра макроэкономических исследований «БДО Юникон»
- Я бы начала с того, что маленькие банки бывают разные. Банки у нас делятся на банки кэптивные, которые обслуживают только своих (они в принципе маленькие), а также другие, скорее средние банки, которые работают с населением. В первом случае доверяй — не доверяй, все равно банки особенно розницей в массовом количестве не занимаются. А во втором случае ситуации могут отличаться. В частности, я как-то слушала выступление женщины-руководителя одного из банков, и мне очень понравились те стратегии, которые она излагала. Я тут же попросила найти мне этот банк, чтобы посмотреть на его показатели. Так вот он находится где-то в конце четвертой сотни, поэтому по сравнению со Сбербанком он маленький. Там существуют определенные ограничения (в частности, по начальному взносу), но и ставка по валютным депозитам там 7%. Здесь уже можно было бы подумать, чтобы перевести туда какие-то свои деньги. Конечно, у них нет розничных сетей, конечно, куда-то нужно будет ехать, но тем не менее.
Андрей Нечаев, президент банка «Российская финансовая корпорация», бывший министр экономики РФ, доктор экономических наук
- Мне кажется, что речь идет не о размере, а о качестве банка, имея в виду его финансовую устойчивость, его состоятельность во всех смыслах этого слова, его учредителей и так далее. Если с этим дела обстоят нормально, то почему бы и нет?
При этом я являюсь категорическим противником административного давления на банки с целью фактически их просто уничтожить. У нас существуют банковские нормативы, в результате чего если у банка хорошая достаточность капитала, если у него хорошие показатели ликвидности, если у него низкие показатели кредитных рисков, то все нормально. Собственно, все это установлено Центральным банком, так что зачем делать что-то искусственно? Рынок, если небольшой банк не найдет своей ниши, его, что называется, вымоет. Потому что тот либо станет небанковской кредитной организацией, либо сольется с кем-то, либо будет поглощен, либо просто уйдет с рынка. Подталкивать к этому специально мне представляется крайне опрометчивым.
Геннадий Селезнев, председатель совета директоров банка «Республиканский» и Московского областного банка, бывший председатель Госдумы РФ
- Дело в том, что искусственно, директивно сливать банки невозможно, имеются совершенно законные пути — это увеличение уставного капитала и, может быть, большая ответственность банков за то, как они работают со своими вкладчиками и как они осуществляют кредитную политику. В России есть сильные, хорошие небольшие банки, и у нас сейчас как раз в ключе политики ЦБ идет объединение банка «Республиканский», который является корпоративным банком, и Московского областного банка, который является сетевым банком и работает в основном с физическими лицами. В результате получится банк средней руки с хорошим капиталом, а мы таким образом предвосхитим те возможные директивные мероприятия, которые будет осуществлять ЦБ. Так что это хорошая дорога — объединение банков, однако банки должны это делать сами. Насколько мне известно, в таком направлении сейчас двигаются многие финансовые учреждения.
В любом случае главное — чтобы не страдал вкладчик. Да и в конце концов, у крупных банков проблем и так хватает.
ЦБ окончательно поборол бедные банки
Довести свой капитал до 90 млн рублей в 2010 году предпочли всего семь банков, пишет сегодня GZT.RU.