Поиск

Премьер-министр РФ Владимир Путин: «Надо дать четкий ответ на вопрос – что препятствует эффективному инвестированию пенсионных средств»

 

Выступление 25 ноября 2009 г. на конференции «Реализация нового пенсионного законодательства и актуальные проблемы развития пенсионной системы».  

 - Мы постоянно говорим о необходимости улучшить материальное положение старшего поколения. Почему? Да потому, что оно плохое. Низкие доходы и уровень жизни низкий. Много различных вариантов предлагалось, один из них мы будем сегодня обсуждать – это валоризация. Но мы прекрасно понимаем: какой бы вариант ни был избран – он нуждается в финансовом обеспечении. И вот мы уже начали говорить о принципах, на которые вышли сегодня, в апреле 2008 года, в сентябре заявили публично. И надо же! Как специально, когда мы уже настроили всю эту систему, разразился мировой финансовый кризис. Мы попали, как говорят в народе, хоть и не по нашей вине. И встал вопрос – остановиться? Тем более что причина была веская, и объяснить можно было все – кризис. И можно было отложить еще раз... но я посчитал, и коллеги согласились со мной, что откладывать больше нельзя. Невозможно откладывать постоянно. Мы посчитали ресурсы и пришли к выводу, что мы сделать можем это сейчас, не смотря на имеющиеся проблемы. По итогам 2009 года трудовые пенсии вырастут на 1628 руб., или на 35%. А их средний размер составит 6280 рублей в месяц. Причем очередное повышение состоится менее чем через неделю.

Теперь о том, что предстоит сделать. Как вы знаете, решение о существенном увеличении пенсий давались нелегко. Пришлось отложить решение других – тоже весьма важных и приоритетных вопросов. Но по-другому, конечно, нельзя было поступить. Обеспечить достойную жизнь старшему поколению, ветеранам, пенсионерам – безусловно, наш моральный долг. На финансирование пенсий и других социальных выплат в 2010 году государство планирует действительно беспрецедентные деньги. Беспрецедентные! 10% ВВП страны. 10%! Я вам скажу, что на оборону мы тратим меньше 3%. 10% ВВП – это очень много для любого государства, по любым меркам.

Расходная часть бюджета  Пенсионного фонда в 2010 году составит 4,3 трлн рублей. Но так будет не всегда. Система должна быть настроена соответствующим образом. С 1 января будет произведена переоценка ранее приобретенных пенсионных прав. В результате трудовая пенсия по старости превысит 8 000 рублей в месяц. Причем, если в среднем прибавка составит 1100 рублей, то для ветеранов старше 70 лет она окажется существенно выше – 1600 – 1700 рублей.

Будет полностью ликвидирована бедность среди пенсионеров. Тем из них, чьи доходы ниже прожиточного минимума в конкретных субъектах РФ, будет установлена социальная доплата к пенсии. По оценке, речь в этом случае идет о 5,7 млн человек, в основном проживающих в регионах с высокой стоимостью жизни – это Дальний Восток, Сибирь. Первые социальные доплаты пенсионеры должны получить вместе с пенсией за январь 2010 года, а некоторые выплаты за январь должны, если не ошибаюсь, быть выплачены уже в декабре. Работу по пересчету пенсий надо организовать максимально комфортно для людей... Люди пожилые, поэтому не нужно их гонять лишний раз по инстанциям, не нужно требовать с них лишних справок.

Мы приняли еще одно важное решение, затрагивающее основы пенсионной системы страны. Источником формирования дополнительных доходов социальных фондов вместо ЕСН становятся страховые взносы. При этом тариф в 2010 году остается на уровне 2009 года – 26%. Такая отсрочка связана с необходимостью оставить в распоряжении бизнеса дополнительные ресурсы и тем самым помочь ему справиться с кризисом. Но в 2011 году страховые взносы вырастут до 34%. Тем не менее до 2015 года льготный режим для отдельных страхователей сохранится: для сельхозпредприятий, общероссийских организаций инвалидов и предприятий народно-художественных промыслов, общин коренных народов Севера, резидентов технико-внедренческих особых экономических зон.

Мы отдаем себе отчет в том, что здесь идет увеличение фискальной нагрузки, но без этого увеличения создать сбалансированную и устойчивую пенсионную систему невозможно. И тут все мы должны сделать выбор: где оставить  деньги – бизнесу или пенсионерам? И тут мы принимаем такое соломоново решение: в кризисном 2010 году не будем увеличивать нагрузку на бизнес, а выпадающие доходы будем компенсировать за счет государственных ресурсов – ранее накопленных доходов.

Конечно, хотелось бы (и правильно было бы) не повышать фискальную нагрузку, потому что это дает развитие, но – выбор уже сделан. Полагаю, что это не исключает поиска тех или иных вариантов компенсации увеличения налогового бремени. Мы будем и дальше смотреть на тенденции развития экономики и тщательно взвешивать наши возможности. Если такие возможности будут расширяться, значит – будем принимать решения, минимизирующие потери для экономики. Усиление страховых принципов работы пенсионной системы предполагает, что сбор административных взносов будет передан Пенсионному фонду. Важнейшая задача – чтобы при этом не возникли дополнительные сложности для налогоплательщиков.

Подготовка к работе в новых условиях должна быть завершена уже в декабре. Много сомневающихся – справятся ли пенсионные фонды с этой работой, взяв часть нагрузки налоговой системы. Руководители фондов уверяют, что качество подготовки специалистов и опыт, приобретенный за последние годы, дает основания надеяться, что эта работа будет проведена без сбоев. Очень на это рассчитываем. В дальнейшем уплату страховых взносов необходимо провести так, чтобы синхронизировать ее с персональным учетом застрахованных лиц.

Пенсионный фонд и Фонд социального страхования  должны оказывать реальную поддержку страхователям в правильной и своевременной уплате страховых взносов. Нужно не только наказывать за неизбежные на первом этапе ошибки, но и помогать их своевременно исправлять.

Огромное значение имеет и переход к использованию электронных технологий. Возможностей для этого вполне достаточно сегодня. И конечно уже сейчас пора думать о перспективе, обсуждать проблемы, которые пока остаются нерешенными. Например – современную социальную политику невозможно себе представить без динамичного развития негосударственных форм пенсионного обеспечения. Тут должны быть задействованы как средства работодателей, так и личная инициатива застрахованных. Определенный вектор развития в этом направлении задала программа государственного софинансирования пенсий граждан. Считаю, что настало время подумать о том, насколько оптимально встроен в систему обязательного пенсионного страхования накопительный компонент. 
Дать четкий ответ на вопрос: что препятствует эффективному инвестированию пенсионных средств. Следует уточнить и правовую базу и самого пенсионного фонда. Например, положение о фонде было принято еще в 1991 году, оно явно устарело и не отвечает реалиям сегодняшнего дня.

 
Записал Эдуард Ларькин