В Алтайском государственном аграрном университете (АГАУ) разгорелся скандалвокруг выборов ректора. 14 октября ученый совет вуза выступил против кандидатуры главы Кулундинского района Александра Лукьянова. Формальное основание – защитив кандидатскую диссертацию, Лукьянов еще не получил соответствующего диплома. Фактическую же причину недовольства преподавателей АГАУ сформулировала профессор Альбина Колобова: власть уже не раз навязывала вузу ректоров «со стороны», и пользы они университету не приносили.
На ученом совете в поддержку Александра Лукьянова выступили представитель Минсельхоза Виктор Бердышев (открыто) и губернатор края Александр Карлин (в более-менее завуалированной форме). ПолитСибРу публикует сегодня фрагменты их выступлений.
Виктор Бердышев, представитель Минсельхоза:
- Я бы просил, в принципе, вас поддержать эту кандидатуру (Александра Лукьянова) (в зале шум, неодобрительные возгласы: «На каком основании?!»). Если говорить о формальных признаках, то, наверное, вы, как все имеющие ученую степень, знаете, что ученая степень кандидата наук принимается ученым советом. И после того, как он защитил диссертацию, он уже кандидат наук (возгласы в зале: «Пусть сначала подтвердит ее!» «Может ее еще завернут!»). Вы имеете право не включать. Это ваше право. Я нисколько не настаиваю, я вас прошу (в зале хохот).
Александр Карлин, губернатор Алтайского края:
- Я хотел бы довести до вас наше представление о том, как мы видим роль Аграрного университета в развитии Алтайского края и на среднесрочную, и на долгосрочную перспективу. И, соответственно, всем нам, я считаю (сегодня я принимаю участие в процедурах чисто формальных), надо понимать, что тем самым очень серьезные вещи в основу будущего и университета, и, в значительной части, Алтайского края. Очень важную, серьезную часть нашего Алтайского края.
Я думаю, что, может быть, не такое уж глубокое, но, по крайней мере, внешне доказательное отношение руководства Алтайского края к роли Аграрного университета – это то, что в течение первой недели своей работы в качестве главы региона я посетил именно Алтайский государственный аграрный университет. А не какой другой. Именно с Аграрным университетом мы подписали соглашение о долгосрочном сотрудничестве. <…>
Если опять идти по пути чисто формального набора доказательств, подтверждающих наше к вам отношение, то я бы просил в этот актив также записать мои письма в поддержку недавно состоявшейся вашей аккредитации, где вы получили подтверждение вашего статуса вуза именно в формате университета. Вы знаете, что это очень сложно решается сейчас. Вы знаете, что отдельные вузы, в том числе в Алтайском крае, не получают подтверждения этого статуса в процессе переаккредитации. С Аграрным университетом произошло то, что произошло, и он сегодня гордо носит имя университета.
<…>
Наше естественное желание видеть такую организацию деятельности вашего вуза, которая бы и с точки зрения структуры вуза, с точки зрения формирования учебных планов и программ, с точки зрения содержания учебного процесса, носили бы серьезный, системный, современный характер. И ваша деятельность грамотно бы интегрировалась во все то, что мы делаем на протяжении, по крайней мере, четырех с лишним лет в агропромышленном комплексе.
Мы с вами процесс согласования наших позиций, наших представлений немножко пустили на самотек. Не будем обвинять друг друга. Но, и я говорил сегодня об этом с Николаем Анатольевичем (Колпаковым), я не обходил вуз стороной и после того, как он стал исполняющим обязанности ректора. Была у него возможность и остается всегда и выходить, и предлагать, и позиционироваться и так дальше. Но, так скажем, всех этих возможностей мы последнее время не используем.
Поэтому я бы хотел сегодня просить вас дать мне возможность серьезного изучения всех кандидатов, которые предложили себя тем или иным образом, через те или иные процедуры.
<…>
В этом списке, кроме пяти преподавателей, профессоров университета, еще значатся две фамилии, которые вы знаете хуже. Но это не значит, что Александр Лукьянов потенциально кандидат, которого нужно отбросить по формальным основаниям. (Шум в зале.)
<…>
Я на совете по фармацевтике процитировал Байрона. А он в свое время о юристах. Ну, извините, тогда не было сельхознаук. Так вот, Байрон сказал: «А что юрист, сугубый формалист». Ну, давайте, я вам как формалист скажу. Каждый из вас, здесь присутствующих, подавляющее, по крайней мере, большинство, имеет на руках такой документ, как диплом кандидата наук. Откройте. И, мне если память не изменяет, то с левой стороны указана дата, с которой вы стали кандидатом наук. (Сильный шум в зале.)
Вы знаете, что проверка документов тех лиц, которые прошли защиту как кандидаты наук, а не как доктора наук, принципиально разная. По докторам наук датой и юридическим фактом является другое событие – решение ВАК.
Вы можете на меня смотреть скептически, подозрительно, снисходительно и так дальше, но есть факт, против которого, так скажем, не попрешь. В графе «нет документов, подтверждающих наличие ученой степени» допущена неточность. Документ, подтверждающий наличие ученой степени есть! В виде соответствующей выписки из… (в зале шум, голос: «Тише, тише!»).
…ну кто я? Ну, поговорю здесь, нервы помотаю, и пошел дальше получать плевки. А
вы-то ведь в праве. Поэтому вы свое право используете. Послушайте и меня. Наверное, это-то я за четыре года заработал – право послушать меня в этих стенах. Вот послушайте меня.
Я не говорю, что комиссия, о которой только сейчас вам рассказывал Виктор Егорович (Бердышев), обязательно примет решение по рекомендации кандидатуры Александра Николаевича (Лукьянова) в качестве единственной и безальтернативной для рассмотрения окончательного… Но вы сегодня можете проголосовать и так, что документы ненадлежащим образом оформлены. Понимаете? И спорить с вами можно до бесконечности. Вы же можете… Вот пришел к вам на экзамен студент без зачетной книжки – вы можете у него экзамен принять, а можете отправить… И когда вы его отправите, это будет формально правильно.
Поэтому еще и еще раз мы в администрации Алтайского края и я лично изучу, дайте мне возможность это сделать, документы, программы всех кандидатов, которые заявились сегодня, на этом этапе. Я с ними лично со всеми повстречаюсь. Лично со всеми. Я в администрацию края не принял ни одного специалиста последней категории, не побесодовав с ним. Ясно, что я не приму решение без встречи со всеми кандидатами. Ну, дайте мне эту возможность. Еще раз повторяю: дайте мне эту возможность. Потому что, еще раз повторяю, вы, конечно, интегрированы в это учебное заведение, у вас право, но, как говорит полномочный представитель президента в Сибири, давайте решение принимать коллегиально, а отвечать будем персонально. У нас очень часто получается так, что решение принимают коллегиально одни, а персонально отвечают другие. Давайте вместе поучаствуем в принятии этого решения. И сегодня я прошу вас не об одолжении. Я прошу вас проявить чувство ответственности к себе лично, к судьбе того вуза, в котором многие из вас не один десяток лет работают. И я уверен, что в глубине души вы искренне этого хотите, чтобы и будущее этого университета, базового для Алтайского края, было достойным. А это достойное будущее, в том числе, во многом зависит от компетентного, грамотного, ответственного руководства. Я абсолютно убежден, что все мы при вашем активном участии и определяющем, конечно, могли бы сформировать такой штат управления университетом, который бы работал эффективно на благо и вуза, и Алтайского края.
<…>
А последнее слово все равно будет за коллективом университета (смех в зале).
Если ко мне есть вопросы, я готов на них ответить.
Вопрос: Уважаемый Александр Богданович, я очень внимательно вас послушала. Имея большой педагогический стаж, профессиональную подготовку соответствующую, мне хотелось, чтобы кто-то разъяснил следующее: если вуз подтвердил статус университета, если по набору не самые худшие, так почему же не устраивает кандидат, который все это делал? Если у него есть промахи – он молодой, он может исправиться. Если он где-то там провинился перед властями, так он, наверное, может это проанализировать и как-то соответствующим образом…
Карлин: Я не говорил сегодня здесь, что меня не устраивает какая-либо из этих кандидатур. Я говорю и говорил только об одном: я был лишен возможности изучить внятно все кандидатуры на этом этапе. Если я здесь в этом контексте упоминал Николая Анатольевича (Колпакова), то лишь в том смысле, что он больше, чем кто-либо, имел возможность до меня свою позицию донести. Не более того. Я не сказал, что мы сегодня готовы высказать позицию по каждой кандидатуре. Это не тот этап работы.
Вопрос: Александр Богданович, спасибо, что вы пришли. Мы вас с удовольствием послушали. Поверьте, мы, доценты, профессора Аграрного университета с уважением относимся к вашим результатам. Один только возникает вопрос: ну, что ж вы раньше на полгода к нам не пришли, не поставили проблемы? Я уверен, что этих кадровых вопросов просто бы не было.
Карлин: Есть анекдот про мартышку в трамвае. Зашел контроль и говорит: мы сейчас будем проверять всех пассажиров. Умные – на переднюю площадку, а красивые – на заднюю. А мартышка мечется и говорит: а мне что ж, разорваться что ли?
Я к чему? Есть пределы, в том числе, и физических возможностей человека. Поверьте.
<…>
Я думаю, что мне удастся убедить министра принять решение о приеме на работу в университет одного из кандидатов, с тем, чтобы вы тоже могли поближе изучить и этого кандидата (в зале ропот).
Профессор Альбина Колобова: Я хотела бы вам сказать, что вы не обижайтесь на коллектив, но нам приводили из крайкома партии, со стороны три кандидатуры, и это настолько были неудачные кандидатуры, что институт был доведен просто до нуля. И поэтому с таким напряжением люди встречают – опять со стороны.
Карлин: По моим данным, по крайней мере, Александр Николаевич (Лукьянов) закончил ваш вуз.
Возгласы в зале: Ну и что?!
<…>
Карлин: Сказать, что это человек стопроцентно со стороны, наверное, было бы не совсем точно (шум в зале).
Стенограмма ПолитСибРу