26 декабря 2008 г. приняты законы, направленные на исполнение Указа Президента Российской Федерации от 15 мая 2008 г. № 797 «О неотложных мерах по ликвидации административных ограничений при осуществлении предпринимательской деятельности» о поддержке развития малого и среднего бизнеса.
С 10 января 2009 г. вступил в силу Федеральный закон № 293-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части исключения внепроцессуальных прав органов внутренних дел Российской Федерации, касающихся проверок субъектов предпринимательской деятельности», с 1 июля 2009 г. вступил в силу Федеральный закон № 294-ФЗ «Защиты прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля».
Принятие данных законов обусловлено, в том числе, недостатками в работе органов внутренних дел, связанных с проверками субъектов предпринимательской деятельности. В ряде регионов реальная работа по декриминализации потребительского рынка подменяется количеством проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при отсутствии предусмотренных законом поводов и оснований.
Массовые проверки вызывают юридических лиц и индивидуальных предпринимателей недовольство предпринимателей, простых граждан, приводят к необоснованному вмешательству в деятельность хозяйствующих субъектов, создается почва для злоупотребления со стороны сотрудников милиции, превышения ими служебных полномочий, проявлению коррупции.
Издание указанных федеральных законов направлено на устранение указанных негативных проявлений. Федеральный закон № 294-ФЗ заменяет действующий аналогичный Федеральный закон от 8 августа 2001 г. № 134-ФЗ положения указанного закона распространяются на проведение федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов РФ, подведомственными им государственными учреждениями, уполномоченными на проведение государственного контроля (надзора), мероприятия по контролю за оценкой выполнение юридическим лицом или предпринимателем обязательных требований, установленных правовыми актами.
Применительно к органам внутренних дел положения указанных законов распространяются только на лицензируемые МВД России виды деятельности, связанные с негосударственной (частной) охранной и сыскной деятельностью, а также торговлей, экспонированием и коллекционированием оружия и патронов к нему.
Милиция в силу своего установленного законом целевого предназначения является не контрольным или надзорным органом, а «государственным органом исполнительной власти, призванным защищать жизнь, здоровье, права и свободы граждан, собственность, интересы общества и государства от преступных и иных противоправных посягательств и наделенных правом применения мер принуждения в пределах, установленных федеральным законами» (ст. 1 Закона РФ «О милиции»).
Деятельность подразделений милиции применительно к выполнению задач по предупреждению, выявлению, пресечению и раскрытию преступлений экономической направленности, по которым предварительное расследование проводится в форме дознания, пресечению административных правонарушений, отнесенных законодательством к компетенции органов внутренних дел, посягающих на права граждан, юридических лиц и индивидуальных предпринимателей в сфере экономики, регламентируется законом российской Федерации «О милиции», в частности, положения пунктов 5 и 6 статьи 11 «Права милиции», реализация которых осуществляется в соответствии с положениями статьи 140 УПК РФ, статьи 28.1 КоАП РФ и иными нормативными правовыми актами РФ.
В связи с этим нормы федеральных законов № 134-ФЗ и 294-ФЗ не могут применяться для правового регулирования деятельности органов внутренних дел при проведении мероприятий по выявлению преступлений и административных правонарушений экономической направленности.
В частности, в пункте 3 ст. 1 Федерального закона № 294-ФЗ (сфера применения Федерального закона) установлено, что положения данного закона не применяются к действиям государственных органов при производстве дознания и проведения административного расследования.
Федеральным законом № 293-ФЗ исключены внепроцессуальные (не предусмотренные УПК РФ и КоАП РФ) права органов внутренних дел Российской Федерации, касающихся проверок деятельности субъектов малого и среднего предпринимательства (п. 25 ст. 11 Закона Российской Федерации «О милиции»).
Отменяется положение о вынесении руководителем органа внутренних дел мотивированного постановления на проведение мероприятий по проверке имеющейся информации, содержащей признаки преступления или административного правонарушения, и установления оснований для возбуждения уголовного дела или дела об административном правонарушении, что не предусмотрено УПК РФ и КоАП РФ.
Действия, необходимые для документирования преступлений и административных правонарушений предусмотрены УПК РФ и КоАП РФ (в частности, ст. 27.1 «Меры обеспечения производства по делу об административном правонарушении»).
Деятельность субъектов юридических лиц и индивидуальных предпринимателей подлежит проверки сотрудниками БППР ИАЗ лишь при наличии оснований, служащих поводом для возбуждении уголовного дела – ст. 140 УПК РФ либо дела об административном правонарушении – ст. 28.1 КоАП РФ. При этом каждая информация, поступающая в орган внутренних дел и содержащая признаки преступления либо административного правонарушения, должна быть зарегистрирована в книге учета сообщений о происшествиях.
По результатам проверки информации необходимо принимать решения, предусмотренные нормами УПК РФ и КоАП РФ (направление материалов в подразделения дознания для решения вопроса о возбуждении уголовного дела. Вынесения постановления об отказе в возбуждении уголовного дела, составление протокола об административном правонарушении, вынесение определения о возбуждении дела об административном правонарушении. Проведение административного расследования, об отказе в возбуждении дела об административном правонарушении).