Объяснять, «почему мы переформатировали свой подход к вступлению в ВТО», Медведев не стал, отметив, что решение присоединяться в составе Таможенного союза было принято в 2008 г. во время консультаций с президентом Казахстана Нурсултаном Назарбаевым. «Мы с ним договорились, что форсированным образом создадим Таможенный союз и будем принимать решения, если, скажем, к лету этого года мы не вступим в ВТО. Ни Россия, ни Казахстан, ни Белоруссия в ВТО не вступили, и мы создали Таможенный союз», — рассказал Медведев.
Об изменении формата присоединения России к ВТО премьер Владимир Путин объявил месяц назад. Через неделю делегации трех стран информировали секретариат ВТО о намерении присоединиться Таможенным союзом. Юридически ни одна из стран из переговорного процесса не вышла, но фактически он был приостановлен.
Были проведены консультации и с членами организации, и с независимыми экспертами, рассказывает директор департамента Минэкономразвития (руководит российской делегацией в Женеве) Максим Медведков. Их результаты показали, что с формально-юридической точки зрения вступление в ВТО Таможенного союза как организации мало реально, рассказывает он: чтобы начать разговор о присоединении союза, нам надо было бы распространить его наднациональные функции на все сферы ВТО, а это заняло бы годы.
По словам помощника президента Аркадия Дворковича, Россия заинтересована в быстром вступлении в ВТО, но одновременно и на одних условиях с Белоруссией и Казахстаном. Сейчас нужно договориться об общих принципах, сравнить результаты переговоров, которые ведут уже три страны, говорит Медведков: «Мы с партнерами готовимся cущественно усилить координацию переговорных позиций, а переговоры, скорее всего, возобновятся уже осенью».
«Заявление Путина о приостановке индивидуальных переговоров, судя по всему, было эмоциональным, Россия устала от растянувшегося на 16 лет процесса присоединения к ВТО», — рассуждает первый вице-президент Центра политических технологий Алексей Макаркин. Но три страны-союзницы слишком разные, вступить таким «разношерстным» составом в ВТО просто невозможно, отмечает он: осознавая это, российские власти решили вернуться к прежнему формату переговоров, но с некоторыми поправками.
Заявление президента не противоречит высказываниям премьера, главная цель — вступление в ВТО, а каким образом — в рамках Таможенного союза или раздельно — большого значения не имеет, говорит пресс-секретарь премьера Дмитрий Песков. С этим согласен и сотрудник администрации президента: «В заявленный Путиным курс вступления в ВТО втроем высказывание Медведева вполне укладывается».
Алена Чечель
Максим Гликин
Ведомости, 13.07.2009, №127 (2397)