Поиск

«Для меня Шукшин - Учитель» - Губернатор Алтайского края провел открытый Шукшинский урок в средней школе

«Почему Губернатор выбрал именно эту школу для проведения урока?» - такой вопрос чаще всего задавали директору средней общеобразовательной школы №125 с углубленным изучением отдельных предметов Ольге Переладовой. Ответ прост – Губернатор не ставил цель посетить образцово-показательное учебное заведение края. МОУ СОШ 125 – одна из множества средних школ Индустриального района Барнаула. И вместе с тем ее пример как нельзя лучше демонстрирует революционные перемены в сфере образования, произошедшие за последние 3 года.
 
Благодаря участию в приоритетном национальном проекте «Образование», комплексном плане развития образования, других государственных программах, школе удалось существенно обновить учебно-методическую и материально-техническую базу, поддержать успешно работающих педагогов. Перед тем как провести урок, Губернатор ознакомился с наглядными результатами государственной поддержки. В настоящее время образовательное учреждение располагает компьютерным классом, медиазалом, медицинским, процедурным, стоматологическим кабинетами, современными учебно-методическими комплексами оборудованы кабинеты химии, биологии, физики. 13 кабинетов имеют мультимедийное оборудование. Александр Карлин посетил также школьную столовую, музей, библиотеку, где кипела работа над очередным номером школьной газеты «Парус».

На необычный «урок у Губернатора» собрались учащиеся 9-11 классов. «Хорошо вы подготовились, - сказал Губернатор, окинув взглядом актовый зал, оформленный экспонатами детского декоративно-прикладного творчества по мотивам произведений Шукшина. «Да, мы готовились, ведь это урок, а к урокам всегда нужно готовиться!» - парировала учитель высшей категории, преподаватель русского языка и литературы в старших классах Наталья Сидельникова.

Перед тем как начать занятие, Александр Карлин отметил, что открытые Шукшинские уроки пройдут во всех городах и районах края, и проведут их руководители исполнительных органов власти: «Идея проведения урока Шукшина в каждой школе, в каждом классе возникла не оттого, что мы не доверяем школьным учителям. Идея заключается в том, чтобы те, кто представляет нашу власть, краевую и муниципальную, те, кто ответственен пред людьми, перед подрастающим поколением за то, что мы сегодня делаем на земле Василия Макаровича Шукшина, поделился своим видением того, что на этой земле и со всеми нами будет завтра».

С самого начала Губернатор снял напряжение аудитории, настроил ребят на откровенный диалог: «Я не утверждаю, что несу истину в последней инстанции и знаю все ответы на вопросы сегодняшней жизни. Не будучи специалистом в области литературы, известным филологом, не ставлю задачей открыть вам неведомые грани личности и творчества Шукшина. Но у меня есть свое суждение о Василии Макаровиче, свой опыт общения с его творчеством. Я имею моральное право и даже обязан поделиться с вами».

Рассуждая о творчестве нашего земляка, Губернатор неоднократно высказался о нем как о гении, отметил необычайную глубину его произведений, которая кроется за внешней простотой и легкостью сюжетов. По мнению Александра Карлина, «в русской литературе можно назвать лишь несколько имен творцов, которые могли так экономно и вместе с тем так точно, верно использовать русский язык, как Василий Макарович. Его произведения во многом можно назвать малоформатными. Но по глубине поднимаемых проблем, по глубине проникновения в материал, по умению достучаться до души читателя превзойти его очень сложно. Эти грани творчества создают ту уникальность, которую я определяю не как талант, а как гениальность. Я глубоко убежден, что, говоря о Шукшине, мы говорим о гении. И гений этот формата не национального, а мирового».

Губернатор рассказал школьникам о забавном случае: «Мне недавно подготовили текст, в котором говорилось, что Василий Шукшин – известный алтайский писатель. Я вычеркнул слово «алтайский». Как звучала бы фраза «известный тульский писатель Лев Толстой»? или «рязанский поэт Сергей Есенин»? Шукшин – великий русский писатель с алтайскими корнями. Ему удалось поднять проблематику малой родины до общенационального формата. Потому и о Василии Макаровиче в Год Шукшина на Алтае говорит вся Россия».

Как отметил Губернатор, Шукшина любят и знают не только в России. И вместе с тем, познание Шукшина как достояния мировой культуры еще впереди. «И мы здесь должны немало потрудиться, что сделать Шукшина достоянием общемировым. В этом году мы издаем наиболее полное, уникальное собрание сочинений Василия Макаровича. Это только начало. Будем переводить его произведения на другие языки, пропагандировать его творчество. Мы находимся в целом ряде соглашений с другими странами. Обязательно будем включать в гуманитарные разделы этих соглашений вопросы, касающиеся творчества Шукшина».

Говоря о патриотизме нашего великого земляка, о его пронзительной любви к родному краю, Александр Карлин подчеркнул, что Василий Макарович не только не стеснялся своего происхождения, но и гордился им. «Сегодня, когда мы говорим о возрождении Алтая, о том, что он должен достойно выглядеть в семье регионов России, мы это качество не должны никогда забывать. В этом смысле нам Шукшин великий помощник. Нам не нужно изобретать формул, красивого и убедительного слога. Все это есть в произведениях Василия Шукшина».

Шукшин-сын. На этой теме Александр Карлин остановился особо: «Все мы – сыновья и дочери. Но в большинстве мы очень экономны в своих словах и выражениях своих чувств по отношению к родителям. Василий Макарович – абсолютно уникальный пример противоположного отношения к своей матери. Он не стеснялся внешних форм проявления своих чувств по отношению к матери. Если бы он ничего не написал, кроме своих писем к матери, он остался бы и в литературе, и в нашей памяти, как великий сын».

Будучи предельно откровенным, Александр Карлин так оценил актуальность Шукшина сегодня: «В этом году мы делаем максимально все для того, чтобы повернуть людей к нашему великому земляку. В Годе Шукшина принимают участие все учреждения культуры, образования. Это не такая уж и большая дань этому человеку. Но мы поворачиваем людей к его творчеству, а через это – приобщаем к тем великим ценностям, которые он исповедовал в своем творчестве. Кто – то говорит: вот, мол, Губернатор «шукшинулся». Шукшиным день начинает и заканчивает. Но если не половину, а хотя бы процентов 20 своих земляков я на эту дорогу «шукшинутых» сверну, это значит, мы выведем весь край на светлую дорогу». Александр Карлин подчеркнул, что имя и творчество Василия Шукшина всегда будет являться «путеводной звездой» в воспитательной работе, в духовном просвещении молодежи и в развитии Алтайского края.

Раскрыв свое видение творчества Шукшина, Губернатор пригласил ребят посетить его родину, для обустройства которой в год Шукшина делается немало: «В этом году мы капитально реконструируем школу в Сростках, сдаем вторую очередь музея, реконструируем школьный стадион, дом культуры и кинотеатр, создали модельную библиотеку, проводим капитальный ремонт участковой больницы, ремонтируем многоквартирные дома в Сростках, делаем там дороги. Летом будет сдан сельский православный храм».

Но, по словам Александра Карлина, это лишь начало большой работы по обустройству края. Губернатор рассказал ребятам о сегодняшней работе власти по реализации идей и планов в сельском хозяйстве, экономике, социальной сфере, подчеркнув, что в непростое время экономика Алтайского края удерживается в рабочем формате, краю выделяются дополнительные федеральные средства для предупреждения безработицы. Обращаясь к учителям, Губернатор отметил: «Заработная плата учителей в феврале по краю возросла в среднем на 12 процентов, в марте на 19 процентов. Подвиг вроде невелик, но раньше об этом говорили, как о чем-то недостижимом: мы в этом году подняли заработную плату учителя до средней заработной платы в регионе. Сегодня мы можем говорить, что труд учителя не дискриминирован. Учителя в этом году, как и в три предшествующие года, день в день получат все, что положено к отпускам, несмотря на кризис. Это 1 млрд. 90 млн. рублей по краю».

Отметив особенное трудолюбие, свойственное жителям края, Александр Карлин обратился к юношам: «Если хотите совет от Губернатора – я бы рекомендовал парням получать мужскую профессию: инженера, строителя, агронома. Люди, имеющие такие профессии, без работы не сидят. Более того, вакансии у нас имеются именно по трудовым профессиям».

По окончании урока Александр Карлин ответил на вопросы учеников. В частности, на вопрос о том, кем является Шукшин лично для Губернатора, последовал ответ: «Вы знаете, что он меньше года работал учителем в сельской школе. Так вот для меня он прежде всего – Учитель». Когда Александра Карлина спросили, как он относится к Шукшинским Чудикам, он ответил: «Я где-то частично к ним и отношусь. Домашние меня иногда обвиняют в том, что я излишне наивен. В этом смысле я чудик: верю, что до человеческого сердца можно достучаться».

Урок-отчет – так можно определить жанр Шукшинского урока. Это был отчет не только перед теми, кому наследовать Алтайский край уже через несколько лет. Это был предельно откровенный отчет – исповедь перед тем, кто «всю жизнь свою нес родину в душе»...

Доступность изложения материала, тема, раскрытая сквозь призму собственного восприятия, подкупающая искренность «педагога» – таковы достоинства урока, по мнению присутствовавших на нем учителей. А ребята выходили с урока притихшими и задумчивыми – видимо, удалось Губернатору достучаться до детских сердец.

Фото А.Кошкина

Предыдущая
Органы власти Алтайского края получили полномочия по выплате компенсации родительсокй платы за дошкольные образовательрные учреждения
Следующая
Предприниматели Алтайского края могут принять участие в конкурсе на лучший инвестиционный проект России