Как стало известно «КС», ООО «Разрез Мунайский» (Алтайский край) поменяло собственника. Новыми хозяевам стали структуры, близкие известному алтайскому бизнесмену, депутату крайсовета Юрию Шамкову. Напомним, что именно бурый уголь Мунайского разреза должен был составить, по амбициозным замыслам его прежних собственников и краевой администрации, конкуренцию на Алтае традиционному твердому топливу — каменному углю Кузбасса.
ООО «Разрез Мунайский» образовано в 2004 году. Учредитель — торговый дом «Мунайский», собственником которого в свою очередь являлась группа физических лиц Кузбасса и Алтая. Месторождение бурого угля находится на территории Неня-Чумышской впадины. Прогнозные ресурсы категории Р1: Кедровское углепроявление — 10,3 млн т, Новомакарьевское — 128,7 млн т, Болотнинское — 28,4 млн т и Караганское — 46,5 млн т. Шабуровская площадь — два углепроявления, прогнозные ресурсы категории Р1: Шабуровское — 150,4 млн т, Новотроицкое — 4,9 млн т.
Начальник управления жилищно-коммунального хозяйства Алтайского края Владимир Иванов подтвердил «КС» информацию о том, что на Мунайском разрезе бурого угля сменился собственник и новым владельцем стали структуры, близкие депутату крайсовета Юрию Шамкову, являющемуся также совладельцем крупных промышленных предприятий Барнаула — ОАО «Барнаульский завод резиновых технических изделий (РТИ) и ОАО «Барнаульский завод асбестовых технических изделий» (БзАТИ). Эту информацию подтвердил и исполнительный директор Торгового дома «Мунайский» Эдуард Казарян, который сказал, что сделка произошла 13 апреля этого года.
Бывший председатель совета директоров ООО «Разрез Мунайский» Виктор Анохин также сообщил «КС» о продаже предприятия «алтайским предпринимателям», которые больше знакомы со «спецификой местного бизнеса», и выразил надежду, «что у них дела пойдут более удачно». О причинах продажи разреза господин Анохин распространяться не стал, отметив только, что «неудобно из Кузбасса руководить алтайским предприятием».
Сам Юрий Шамков (на фото) пока был недоступен для комментариев.
Эксперты «КС» неоднозначно оценивают факт совершенной сделки и высказывают различные предположения о ее причинах. Генеральный директор ЗАО «ПО СЭУС» (долгое время был одним из основных поставщиков угля на Алтай) Владимир Францен, оценивая причины смены собственника, заявил «КС», что «у них (бывших владельцев разреза. — «КС«), вероятно, имелись какие-то мысли по привлечению средств краевого бюджета или вовлечению в этот процесс потенциально мощного инвестора, но все это просто не состоялось».
По словам Францена, проблема Мунайского разреза в том, что уголь там низкокалорийный, которому сложно соперничать с кузбасским. «Его можно нормально жечь во всей группе прилегающих районов, но для этого необходимо привести в надлежащее состояние котельный парк коммунальной системы. В ЖКХ пока не предполагается сколько-нибудь заметных инвестиций», — отмечает эксперт.
Гендиректор ЗАО «Алтайпрофсервис» (многолетний поставщик угля для госнужд на Алтай) Александр Лантрат одной из главных версий покупки разреза командой Юрия Шамкова считает его стратегические планы по возможному строительству на борту разреза генерирующих мощностей, о которых не раз говорили краевые власти с трибун.
Иначе, по словам Лантрата, разработка разреза станет занятием совершенно бесперспективным. «Прежде всего потому, что для полноценной разработки, тем более такого проблематичного с точки зрения добычи и сбыта бурого угля, должна быть подъездная железная дорога. Транспортировка угля на более чем 50 км — абсолютно нерентабельное дело. Месторождение недоразведано, геологические условия очень сложные, и очень тяжело спланировать экономику», — считает Александр Лантрат.
Руководитель Территориального агентства по недропользованию по Алтайскому краю Анатолий Зайцев также заявил корреспонденту «КС», что ему известно о сделке, в то же время он отметил, что встречался в конце апреля с руководством ООО «Томская инвестиционно-промышленная компания», которое также, по его информации, является владельцем лицензии на разработку рудника. «Кемеровская команда собственников сейчас скорее всего в полном составе уйдет из разреза. В то же время сейчас на одном месторождении оказались два собственника, и это не может не вызывать тревожных вопросов. Ситуация только возникла, и пока преждевременно давать какие-то оценки возможностей и намерений какой-либо из сторон», — резюмировал Анатолий Зайцев.